«Закопал живой в яму, порезал голову ножом». Страшные истории жертв семейного насилия

Июнь 2021 года. Житель Чуйской области избил свою супругу, затем, потащив ее за сарай, свалил в заранее вырытую им яму и, угрожая, что закопает живьем, стал засыпать землей. К счастью, прибежали соседи, которые остановили мужчину и вытащили женщину из ямы. Пострадавшая рассказала, что муж успел закопать ее полностью вместе с головой, после чего освободил ей лицо от глины и стал допрашивать, с кем она ему изменила. В это время прибежали соседи.

Мужчина получил наказание в виде общественных работ сроком на 280 часов.

Подобные истории в Кыргызстане не редкость. В обновленном Глобальном индексе мира и безопасности женщин (WPS Index) Кыргызстан занял 97-е место. Индекс основывался на данных о положении женщин в 170 странах мира.

Среди стран Центральной Азии Кыргызстан занимает самую низкую позицию в индексе.

Уровень семейного насилия растет

По данным заместителя главы кабмина Эдиля Байсалова, идет рост обращений по фактам насилия. «Если за первые семь месяцев 2020-го число случаев, зарегистрированных в органах внутренних дел, составило 6 060, то за тот же период текущего года — 8 405. Выдано 7 316 временных охранных ордеров, или на 1 179 ордеров больше за тот же период прошлого года», — рассказал он.

Учитывая тревожную статистику, в Кыргызстане намерены изменить закон о защите от семейного насилия.

Многолетние издевательства

За цифрами скрываются порой чудовищные случаи. При этом адекватного наказания насильник, как правило, не получает. Зачастую это штраф государству. Отметили этот факт и во время недавнего отчета кыргызстанской делегации на Комитете ООН против пыток.

Давайте вспомним истории жертв насилия, получившие общественный резонанс:

  • Февраль 2021 года. Бишкекчанка Мадина (имя изменено) в течение 11 лет подвергалась насилию со стороны мужа. Она рассказала, что за годы жизни с мужчиной он угрожал ей, говорил, что нанял кого-то, кто обольет кислотой. Все время истязал ее. Последней каплей стало избиение после операции по удалению аппендикса. Мадину выписали из больницы, восстановиться она не успела. Сначала супруг стал ее попрекать, мол, «зачем ты нужна такая больная, ни есть не можешь приготовить, ни уборку сделать». А затем избил. В суде мужчина получил наказание в виде штрафа в 60 тыс. сомов в доход государства.
  • Март 2021 года. Страшная история произошла в Джалал-Абадской области. Мужчина постоянно угрожал своей матери, что изнасилует ее, внуков. При этом повторял, что мать ничего не сможет ему сделать, а если его арестуют, то он ее убьет. Сын постоянно распускал руки и пропивал пенсию женщины. Она жила в постоянном страхе, помощи не было. Однажды в состоянии аффекта женщина убила сына.
  • Апрель 2021 года. Два года пробационного надзора и штраф в 100 тыс. сомов получил житель Баткенской области за избиение жены, которая не захотела пойти на той к родственникам. Нанеся супруге побои, мужчина со словами «Я тебя убью» пошел на кухню за ножом. А затем нанес жене порез на голове.
  • Июнь 2021 года. Муж избил до полусмерти жительницу Чуйской области, она пролежала в больнице 22 дня. Он отделался штрафом в пользу государства. Выжившая женщина подала на развод. Но бывший супруг продолжал преследовать потерпевшую, избил ее саму и сестру женщины. Решения суда по делу пока нет.
  • Август 2021 года. Бишкекчанин на почве ссоры оскорбил жену, после чего ударил детскими ходунками по голове, затем крышкой от чайника по лицу. Освобожден от ответственности за содеянное в связи с примирением сторон.

А вот несколько свежих кейсов с портала Верховного суда:

  • Бишкекчанин оскорблял беременную жену и выражался нецензурной бранью так, что создал угрозу выкидыша.
  • Бишкекчанин пришел домой пьяным и беспричинно оскорбил сестру и избил. Спустя время, не выполнив требования и условия охранного ордера, вновь совершил насильственные действия в отношении сестры.
  • Виновный в семейном насилии житель Бишкека вновь устроил скандал, не давал покоя своей жене, нарушив условия временного охранного ордера.

Вершина айсберга

Отметим, это малая часть того, что происходит в семьях за закрытыми дверями, ведь до суда случаи насилия в семье доходят редко.

Это подтверждают результаты виктимологического исследования, проведенного Нацстаткомом КР при содействии программного офиса Управления ООН по наркотикам и преступности в Кыргызстане.

Исследование показало, что реальный уровень преступности в Бишкеке и близлежащих новостройках в 17 раз превышает данные официальной статистики правоохранительных органов. Это касается и вопросов семейного насилия.

Выяснилось, что 42% женщин в новостройках и 38% бишкекчанок заявили, что их партнер всегда настаивает на том, чтобы знать, где находится женщина. Такое поведение рассматривается как психологическая форма гендерного насилия.

Более трети опрошенных женщин также отметили, что их партнер испытывает ревность и злость, когда они разговаривают с другими мужчинами. Каждой десятой участнице опроса из Бишкека и каждой пятой в новостройках их мужчина запрещает встречаться с подругами. Также примерно 10% женщин постоянно обвиняют в неверности.

На психологическое насилие в семье пожаловались 8% опрошенных, на физическое — 10%, на сексуальное — 5%.

Со всем этим явно необходимо что-то делать.

***

Одно из предлагаемых изменений в законодательстве — это введение обязательного прохождения виновником насилия коррекционной программы. Как указано на страницах кризисного центра «Шанс» в социальных сетях, коррекционная программа для виновников семейного насилия была создана на основе модели, разработанной экспертами Фонда им. Стефана Батория Дариушем Сковроньски и Агатой Скорупска (Польша), которая носит название «Интервенционная программа для виновников домашнего насилия».

«Коррекционная программа для агрессоров в Дулутской модели исходит из убеждения, что насилие в семье является выбором агрессора. Ведь именно он решает использовать насилие или угрожает применить его, поскольку с помощью насилия хочет контролировать партнера.

Насилие не исчезает само собой, поскольку оно эффективно для агрессора. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство мужчин (по разным оценкам, до 85%), которые склонны к насилию по отношению к своим партнерам, не являются агрессорами в любом другом контексте, где последствия агрессии могут быть более серьезными для них», — указано там.

Цели и задачи коррекционной программы по изменению насильственного поведения лиц, совершивших семейное насилие:

  • оказание помощи семьям, страдающим от семейного насилия, путем внедрения методов изменения поведения лиц, совершающих семейное насилие, с оскорбительного и насильственного на уважительное и безопасное;
  • повышение ответственности лиц, совершающих семейное насилие, за последствия собственного поведения;
  • содействие в предотвращении повторных случаев семейного насилия;
  • обеспечение лиц, совершивших семейное насилие, практической информацией о том, как прекратить насилие, как взаимодействовать со своим партнером, контролировать свои эмоции и выработать уважительное отношение в социуме;
  • улучшение понимания негативных действий, мыслей и чувств участников программы и причины применения ими насилия как средства контроля над партнером, детьми и другими иждивенцами;
  • противостояние оправданиям семейного насилия;
  • оказание помощи лицам, совершившим семейное насилие, в осознании негативных последствий совершенного семейного насилия для членов их семей.

«Закопал живой в яму, порезал голову ножом». Страшные истории жертв семейного насилия

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*