Хочешь помочь ребенку – поддержи родителя

В Кыргызстане, похоже, наконец сдвинулось с мертвой точки дело, вокруг которого почти с начала независимости республики ведутся споры.

Министерство труда и социального развития разработало положение, по которому лицам, ухаживающим за детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет выплачиваться заработная плата. Не пособие, не материальная помощь, а именно зарплата – плата за труд, тяжесть которого, больше моральную, нежели физическую, знает только тот, кто испытал ее, как говорится, на себе.

Анара, мама 10-летней Сайкал, одна из тех, кто строит свою жизнь и повседневный быт, исходя из особенностей развития дочери, ее потребностей. Девочка не видит с рождения. Школа, прогулки, развивающие занятия – ничего этого у ребенка не было бы, если не постоянная помощь матери, которая всегда рядом:

– Этот вопрос [оплаты труда лиц, ухаживающих за детьми-ЛОВЗ] поднимался и раньше, но никак не решался. Сейчас мы получаем какие-то деньги, но эти 500 сомов выделяются раз в квартал. Кроме того, мы ежемесячно получаем положенное дочке пособие по инвалидности в размере 3000 сомов. Естественно, этого ни на что не хватает. Дочери делали операцию и, хотя ее должны проводить бесплатно, все равно потребовали деньги. А каждую весну и осень нам необходимо проходить курсы реабилитации, а это опять же расходы на лекарства, процедуры, услуги врачей.

Естественно, Анара не сидит и только ждет помощи от государства – она работает по мере своих сил и возможностей. Но опять же неофициально, в частном порядке. А это значит, что на достойную пенсию, да и вообще на какие-то выплаты в старости, рассчитывать ей особо не приходится. По ее словам, помимо идеи о начислении заработной платы родителям особенных детей продвигалась и инициатива о снижении пенсионного возраста для родителей ЛОВЗ до 45 лет. Но потом и этот вопрос застопорился.

В общественном объединении “АРДИ” (Ассоциация родителей детей-инвалидов) также приветствуют шаги правительства в вопросе назначения оплаты труда тем, кто ухаживает за особенными детками. Но при этом активисты-волонтеры просят кабмин и чиновников обратить внимание на некоторые подводные камни, которые могут благое дело свести на нет. По словам Зейнеп Дыйканбаевой, юриста организации, разработанное Минсоцразвития положение должно содержать в себе и механизмы его реального исполнения и принести максимальную пользу родителям детей с ОВЗ:

– Данный вопрос мы поднимаем более 20 лет, почти с самого основания нашей организации. Но только в последние 8 лет мало-помалу стали намечаться сдвиги в этом направлении. Первый проект об оплате труда лиц, ухаживающих за детьми с ограниченными возможностями здоровья, появился в 2011 году. Но тогда речь шла лишь о детях, которые не могут передвигаться самостоятельно из-за ДЦП. И руководитель “АРДИ” Тамара Жумабекова в ходе обсуждений не раз заявляла, что категории должны быть расширены, должны быть включены родители, чьи дети страдают умственными, психическими расстройствами. Ведь если малоподвижного ребенка еще можно, допустим, оставить с кем-то, включить, например, мультфильмы, то ребенка с нарушениями психомоторного развития нельзя покидать ни на минуту, с ним постоянно кто-то должен находиться рядом.

В Минсоцразвития в свою очередь заверили, что ограничений по категории заболевания детей не будет. Как рассказала “Азаттыку” замминистра Зууракан Каденова, разработчики положения старались максимально упростить процедуру получения заработной платы родителями особенных детей:

– Мы никого ограничивать не собираемся, если есть подтверждающая справка, то одному из родителей такого ребенка будет начисляться оплата. Причем это будет полноценная заработная плата, со всеми отчислениями, выплатой налогов и учетом трудового стажа. То есть, по достижении пенсионного возраста эти лица смогут получать пенсию. А справку можно получить в МСЭК (медико-социальная экспертиза), которая действует при нашем министерстве, ее подразделения есть в каждом регионе.

Размер заработной платы, как отметила Зууракан Каденова, будет исчисляться исходя из размеров прожиточного минимума и составит от 4 до 5 тысяч сомов. По приблизительным оценкам ведомства, ежегодно на эти цели может потребоваться около 450 млн сомов.

Решение должно быть согласовано со всеми министерствами и ведомствами, в первую очередь – с Минфином, на которого и будет возложена ответственность за выделение этих средств из республиканского бюджета.

На сегодняшний день проект положения Минсоцразвития направлен в аппарат правительства, после чего он должен пройти процедуру общественного обсуждения сроком в один месяц. Кроме того, решение должно быть согласовано со всеми министерствами и ведомствами, в первую очередь – с Минфином, на которого и будет возложена ответственность за выделение этих средств из республиканского бюджета.

В случае, если документ пройдет все этапы обсуждения, и постановление правительства (а положения закрепляются именно постановлением кабмина) будет принято, то по самым оптимистичным прогнозам, возможно, к осени родители особенных детей смогут рассчитывать на первое финансовое вознаграждение.

Необходимость принятия положительного решения по данному вопросу объясняется еще и тем, что поддерживая таким образом родителей детей с ОВЗ, государство поможет особенным деткам остаться в семье, а не оказаться в казенном, пусть и специализированном, учреждении или что еще хуже – на улице.

По данным Минсоцразвития и труда, по состоянию на апрель 2017 года, в КР насчитывается более 29 тысяч детей с особенностями здоровья.

Июнь 01, 2017
https://rus.azattyk.org/a/28522034.html

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*