Образованность инвалидов – богатство общества

Людям, с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать больше усилий во всех сферах жизни, они более уязвимы в обществе.  Поэтому хорошее образование – это важнейший аспект в их социализации. Оно способствует развитию и профессиональному становлению личности. «Если человек все время сидит дома, ни с кем не общается, то он больше подвержен к депрессиям и соответственно у него ухудшается здоровье, что опять же требует дополнительных средств и усилий для их лечения. А когда человек успешно самореализовывается, занимается хорошим любимым делом, общается с людьми в конце концов, то эмоциональный фон его становиться намного выше. Соответственно и физическое здоровье будет лучше», – говорит Сейнеп Дыйканбаева, юрист ОО «Ассоциация родителей детей-инвалидов.

В Кыргызстане у ЛОВЗ, как и у других граждан, проблем с поступлением в школы, среднеспециальные учебные заведения или вузы практически нет. Если постараются поступят обязательно.  «Я сижу в кресле с 3 класса. Школьную программу учила дома, приходили учителя домой. Только приходили 2 учителя, остальные не приходили по разным личным причинам, но аттестат мне выдали», – говорит инвалид-колясочник Азиза Иминова.

С 2002 года проводятся общереспубликанское тестирование выпускников школ (ОРТ), с 2012 года это тестирование стало обязательным для поступления во все вузы (независимо от формы собственности) и на все отделения (очное, грантовое, контрактное, дистанционное). Директор Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО) Инна Валькова говорит: «У нас есть специальный тест для слабовидящих, особые тетради, администраторы, уже обученные, которые могут слепым или слабовидящим ребятам рассказывать тест. Мы сначала собираем сведения о том, что такие детки есть, где они есть, потом централизованно собираем их и проводим вот такое тестирование в Бишкеке и на юге в этом году такой тест был. Также мы просим родителей предупреждать нас о таких детях, у которых есть специальные нужды. Колясочники, или могут быть дети, у которых могут быть приступы: астма, сердечники и т.д. Мы создаем для них приемлемые условия, может это отдельная комната, либо место ближе к выходу. Но не было еще ни разу заявок по поводу того, чтобы тест принимался на дому. Худо ли бедно – все доставляются к месту тестирования и мы им там организовываем условия приемлемые. Очень многое зависит от самих желающих поступить в ВУЗ: если они заявляют о себе, то проблем никаких нет, но если они сидят дома и молчат, то конечно никто и не узнает о нем”.

Директор школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Калима Урсеитова говорит: «97 процентов наших учеников поступают в ВУЗ. Они очень умные, у них зрительная память переходит в умственную. Проблем со сдачей ОРТ никаких не возникает. Есть учителя, завучи ответственные за это».

Но выпускникам школ с ограниченными возможностями необходим особый подход в выборе профессий. «В основном ученики нашей школы после 9-го класса поступают в профессионально-­технические лицеи», – говорит Эркингуль Сатывалдиева из школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей №21. – Для нас вопрос номер один – это как сложится их дальнейшая жизнь после школы. Мы прикладываем большие усилия, для того, чтобы ребенок мог найти себя в жизни. Мы сотрудничаем с профессионально-техническими лицеями. Например в лицеях №27 и №18 есть сурдопереводчики и они успешно обучают глухих и слабослышащих учеников. Обычно осваивают такие профессии как парикмахеры, мастера по ремонту машин, швеи и т.д.».

Проблема лиц с ограниченными возможностями здоровья не в поступлении в учебные заведения, а в возможности получения в них соответствующего образования, профессии. Отсутствие в них и в других местах быта коммуникаций, необходимых для ЛОВЗ, инфраструктуры приводит дело их образования к мизерным результатам. Инвалид-колясочник Азиза Иминова говорит: «Я очень хотела учиться на психолога. Готовилась к ОРТ дома по интернету. Поступила в БГУ на бюджет. Первый год ездила в университет на общественном транспорте. Это было что-то! Если я стояла на остановке одна, то автобусы просто проезжали мимо и приходилось подолгу стоять на остановке и холод, и в дождь, и в жару. Просила людей затащить меня в автобус или маршрутку. Многие ругались, мол что мне не сидится дома. Некоторые относились с пониманием. Вечером приезжала домой и плакала, но утром опять вставала и ехала. На втором курсе родители купили мне машину. С большими трудностями получила права. В университете для меня поставили пандус, но он не подходил к моей коляске. Учились мы на 4-5 этажах. Лифта там нет. Я приезжала на машине к университету, одногруппницы меня встречали, доставали коляску из багажника, помогали мне сесть и вместе шли ко входу. Потом просили студентов- парней помочь мне залезть с коляской на 4-5 этажи. Потом еще кого-нибудь просили спустить опять. И так каждый день все 4 года».

Директор школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Калима Урсеитова говорит: «Физическая доступность наших улиц, зданий, транспорта конечно же оставляет желать лучшего. Слепым и слабовидящим людям тяжело каждый день ездить на учебу. Требует больших усилий и воли».

В современном обществе лицо с инвалидностью должен быть не объектом благотворительности, а субъектом права. Общество обязано создавать для него все необходимые условия жизнедеятельности. Он как и другие граждане должен иметь возможность учиться, получить профессию, трудиться на благо себя и общества. Это однозначно выгодно и человечно не только для инвалида, но и для самого общества. «Я на практике много раз видела, когда инвалиды, долгое время без дела сидящие дома, поступили учиться или устроились на работу буквально расцветали, у них появилось желание жить», – сказала Сейнеп Дыйканбаева, юрист ОО «Ассоциация родителей детей-инвалидов».

15.10.2016

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*