Именно врачи, выполняя свой профессиональный долг, должны быть не только свидетелями государства, но защитниками пациента, в отношении которого применялись пытки и жестокое обращение. Об этом в интервью АКИpress сообщила консультант Министерства здравоохранения по вопросам доказательной медицины и разработки классических стандартов Бермет Барыктабасова.
– Летом этого прошла большая конференция по обсуждению эффективного документирования пыток, в мероприятии участвовали врачи и предстатели правоохранительных органов. На сегодняшний день каков результат данной работы, научились ли врачи правильно документировать подобные случаи?
– В Кыргызстане более 15 тыс. врачей, но естественно за один-два года мы мало успеем охватить, но все же охвачены целевые пользователи данного руководства. Сейчас более 600 врачей обучены и обучение продолжается. Прежде, всего это должны быть судебные врачи, судмедэксперты и психиатры.
Кроме того, это могут быть люди из других профессий, которые могут быть в одной связки. Потому что сейчас должно быть межведомственное взаимодействие по внедрению этой формы, так как, если только врачи будут этим заниматься, тогда эффект будет незначительный. Врачи начали, а остальные ведомства подхватывали — это и будет залогом успеха в решении данной проблемы.
И сейчас если врачи заполняют данные формы, то Генеральная прокуратура отслеживает.
– В какие ведомства распространяются специальные формы по документированию пыток?
– Данные формы есть в ЦСМ, в медпунктах при ГСИН, ИВС, Генеральной прокуратуре, очень часто запрашивают такие формы в судебных органах. Буквально несколько лет назад врачи могли давать разные заключения, диагнозы и назначения. Сейчас же это все очень унифицировано и стандартизировано, это поможет врачам делать правильные заключения своевременно, а также своевременно оказывать медицинскую помощь и незамедлительно, в течение суток, предупреждать сотрудников правоохранительных органов, если факт применения пыток подтвердился. И вот эта работа дает свой результат.
После проведения подобных конференций пошла реакция, практически все структуры, каким-то образом влияющие на решения проблем, связанных с пытками и жестоким обращением, стали запрашивать формы и руководство по эффективному документированию пыток. И сами пострадавшие-пациенты стали активно обращаться за помощью.
– Расскажи об этой специальной форме, которую заполняют врачи, выявившие признаки пыток и насилия в отношении пациента.
– На данный момент очень много поступает жалоб в Министерство здравоохранения о том, что врачи не заполняют данную форму. Да, такое может произойти, если у врача просто нет этой самой формы, не дали на руки. Но, могу отметить, что в минимальном количестве по всей республике данные формы распространены.
Это будет общий журнал в больнице по документированию каждого случая насилия. Любого насилия: в отношении ребенка, сексуального характера, домашнее насилие, рэкет в школе, в вооруженных силах, случаи «дедовщины» или в ИВС. То есть любого рода насилие будет документироваться в этом журнале, а данные будут браться из этой индивидуальной формы. Форма делается в трех копиях, оригинал остается в больнице, вторая копия отдается самому пациенту, третья копия направляется в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру для дальнейшего расследования.
Это делается для того, чтобы медицинские доказательства были все из одного источника, то есть, чтобы их нельзя было исказить или скрыть. Эти формы пронумерованы и они будут отслеживаться во всех регионах.
Хочу отметить, что в Бишкеке уже трижды прошла встреча главных врачей всех поликлиник города с прокурорами города для того, чтобы уяснить, как это все будет происходить, потому что вопросы возникают.
Раньше-то этим никто не занимался, никто не требовал и не просил, так как у всех были разные данные, а сейчас это будет единая база данных, тем более в формах будет запечатлена информация о насильниках. То есть для правоохранительных органов появилась такая возможность собирать всю эту информацию для более оперативного расследования. То есть в документировании пыток заинтересованы даже больше ведомств, чем врачи. Врачи по долгу своей профессии оказывают помощь каждому, никто не должен быть обделен этой помощью.
Сейчас система здравоохранения — это самая организованная, дисциплинированная и трудоспособная система. И специалистов в этой системе больше, чем в других госструктурах. Через систему здравоохранения и другие ведомства заинтересованы судейская, судебно-следственные органы, прокурорская система. Они все будут заинтересованы в результатах этой формы в медицинских доказательствах.
Этот документ вспомогательный и нужный для пациента, который столкнулся с проблемой пыток и жесткого обращения.
– Как сейчас обстоит ситуация в регионах страны? Работает ли в полной мере система эффективного документирования пыток?
– Были сильные переживания за регионы нашей страны, поэтому первое обучение, информирование и совместные встречи прошли в Баткенской, Жалал-Абадской и Ошской областях.
– В какой из областей наблюдается сложная ситуация по жестокому обращению?
– Ситуация на самом деле разная, все зависит от того, насколько это скрытая проблема. То есть, на юге, действительно, гораздо сложнее ситуация и гораздо труднее выявить данные факты. А все потому что люди молчат, потому что не принято говорить, не принято противоречить ни врачам, ни правоохранительным органам. В данном случае мы очень серьезно отслеживаем эту ситуацию. Так как именно врачи, выполняя свой профессиональный долг, должны быть не только свидетелями государства, но и защитниками пациента. То есть, оказывая медицинскую помощь таким пострадавшим, врач автоматически становится и защитником, и свидетелем работы государственных структур, у которого есть полномочия и возможность сообщить об этой проблеме в правоохранительные органы.
На сегодняшний день мы разрабатываем планы, когда МВД, прокуратура и все другие подразделения будут заинтересованы в своей структуре принять вот эти вот внутриведомственные правила, каким образом принимать от медиков данные о потерпевших и так далее. Кроме того, рассматривается вопрос в Жогорку Кенеше, чтобы этот документ, эта форма по документированию пыток были не медицинскими, а стали общими для всех заинтересованных структур.
Защита человека, исходя из этого документа, приобретает очень правильную государственную позицию и является реальной возможностью искоренить пытки в нашей стране, или по крайней мере минимизировать такие случаи даже в ближайшее время.
«Здоровье» (АКИpress)
23 сентября 2016
http://zdorovie.akipress.org/news:1331633?from=portal&place=last
Оставить комментарий