Полковник милиции У.Рысбеков: «Женщина никогда не должна терпеть насилие в отношении себя»

1460372751_44098700

Насилие в семье в отношении женщин – явление часто встречающееся в нашей стране. К сожалению, искоренить эту проблему очень трудно, однако с ней надо бороться и подход здесь должен быть системный, отмечают многие эксперты. Как с этим явлением борются в правоохранительных органах и что делать женщинам, подвергшимся насилию со стороны партнера, рассказал в интервью агентству «Кабар» начальник отдела ГУОБ МВД КР, полковник милиции, куратор всех участковых уполномоченных милиции по республике Улан Рысбеков.

– Улан Токтогонович, какова ситуация на сегодняшний день в отношении насилия над женщинами в семье, скажем, за последний год сколько фактов зарегистрировано?

– Давайте сначала определимся, что такое насилие в семье? Семейное насилие – это любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы члена семьи, причиняет ему физическое или психическое страдание. Бывает несколько видов насилия: психическое, физическое, экономическое и сексуальное. Так, за последний год случаев семейного насилия зарегистрировано 3524. Из них 2675 случаев физического насилия, 840 – психического и 9 – сексуального.

– Есть такое понятие – охранный ордер. Расскажите, что это такое, в каких случаях он выдается, сколько их было выдано за прошлый год?

– Охранный ордер – это процессуальный юридический документ, представляющий государственную защиту человеку, пострадавшему от насилия в семье или в случае угрозы совершения семейного насилия. Существует 2 вида таких ордеров. Это временный охранный ордер, который выдается сроком на 15 дней, он оформляется в течение 24 часов с момента совершения семейного насилия оперативным дежурным территориального органа внутренних дел или начальником городского и поселкового отделений милиции. Также может быть выдан участковым инспектором милиции или как сейчас правильно называть – участковым уполномоченным милиции. Также существует судебный охранный ордер, который выдается сроком от 1 до 6 месяцев. Материалы для выдачи охранного судебного ордера готовятся территориальным органом внутренних дел, а также участковым уполномоченным милиции по заявлению пострадавшего от семейного насилия и должны быть переданы в суд на рассмотрение в течение трех суток с момента подачи заявления.

За 2015 год всего выдано 3358 охранных ордеров, из них 3096 – в отношении мужчин и 105 – в отношении женщин. Если поделить по регионам, то в Бишкеке выдано охранных ордеров 757, в Оше – 322, по Чуйской области – 518, Иссык-Кульской – 306, Нарынской – 212, Ошской – 575, Джалал-Абадской – 450, Таласской – 161, Баткенской – 57.

– Из этой статистики видно, что насилие в отношении женщин – это не беда женщин в регионах, это явление распространено также и в столице.

– Вы правы, насилие в отношении женщин случается повсеместно в республике, независимо от региона.

– А какие основные причины агрессии партнера?

– Экономическое состояние семьи, то есть часто скандалы происходят банально из-за нехватки денег, также алкоголь – распространенный фактор агрессии. Причины разные. Сейчас у мужчин часто случаются стрессы из-за трудного социального положения, безработицы и по другим причинам. Они копят в себе агрессию, а потом в один прекрасный день взрываются и выливают ее на жену и детей. Бывает, что женщина сама виновата, надо иногда уметь промолчать.

– Что вы посоветуете в таких случаях женщинам, как им защитить себя?

– Я бы посоветовал, конечно же, обращаться в правоохранительные органы.

– Но ведь, как известно, в органах с нежеланием принимают подобные заявления. Отчего такое происходит?

– Сотрудник милиции всегда обязан принять такое заявление. Другое дело – бывает так, что женщина пишет заявление на своего партнера, а на следующий день забирает его. Получается, что попросту дергают сотрудников правоохранительных органов, делают из милиции поле битвы двух сторон, но так же нельзя. Еще здесь большую роль играет наша ментальность. Как у нас говорят – кыргызчылык – когда вмешиваются родственники, говорят, что это стыдно, мол, ты – женщина, терпи. Надо отходить от таких устоев. Женщина не должна молчать, она должна говорить об этой проблеме: обращаться в милицию, поставить в известность руководство на месте работы супруга, рассказать родственникам, в айыл окмоту, грубо говоря, поднять скандал. Мужчины не любят огласку.

Знаете, в каждом регионе есть общественно–профилактический центр. При нем есть совет женщин, суд аксакалов, совет молодежи. В регионах есть женщины-лидеры, когда такая женщина говорит – все мужчины молчат. Она очень может повлиять на дебошира, словом и авторитетом может его задавить. Только вот один минус – айыл окмоту плохо в этом плане работают. Если бы они с энтузиазмом взялись решать проблему домашнего насилия, то результаты были бы хорошими.

– А может нам надо также ужесточить нашу законодательную базу?

– У нас хороший закон. Опять-таки – было бы желание помочь человеку. Я в своей жизни проработал и участковым милиции, и начальником ГОМ, чего я только в своей практике не видел. Однажды ко мне пришла женщина, которую муж бил 20 лет, и основной причиной агрессии было то, что она подарила ему 4-х дочек, а не сына. Она была страшно избита, плакала, и мне стало по-человечески ее жалко. У меня все внутри вскипело и возникло острое желание помочь ей. Я ее мужа закрыл на 5 суток, за эти дни мы его подвергли психической обработке. Пять суток ему «вбивали» в мозг, что он не должен трогать женщину, что это святое. Но все в рамках закона. После этого он вышел, больше и пальцем не тронул свою жену, она до сих пор меня благодарит, звонит и справляется о моем здоровье. После этого мне стали звонить женщины отовсюду и просить о помощи, я не кому не отказываю. Вот совсем недавно обратилась женщина, которую муж страшно избивал 13 лет. Я также закрыл его на 5 суток и поработал с ним по той же схеме. Женщина страшно боялась, что когда он выйдет, то все будет еще хуже, что он будет ей мстить, но этого не произошло. Прошел месяц, но он не пьет и пальцем ее не трогает, дети, наконец, зажили в спокойствии. Я отслеживаю ситуацию.

– Значит, надежда есть, что все изменится? Ведь бытует мнение, что если ударил раз, то уже не остановится.

– Надежда есть всегда! Главное – бить во все колокола и не замалчивать проблему. Женщине надо созывать родственников, садиться за стол переговоров, а если смириться, то в один день агрессор и убить может, дети останутся сиротами. Сколько таких случаев. Здесь виноваты не только женщины, которые молчат и терпят, но и милиция, и пресса, и общество в целом. Нельзя быть равнодушными, надо помогать. Каждый участковый должен ответственно подходить к своей работе. У них должно быть желание и творческий подход. Сейчас их наделили более широкими полномочиями, согласно приказу 1211 МВД КР от 15 декабря 2015 г. они могут зарегистрировать заявление, составить материал и отправить его в суд.

Сейчас многие сидят на базарах, целый день там проводят, поэтому здесь должны работать базаркомы, проводить профилактические беседы, раздавать памятки и методички на эту тему.

– То есть вы это предлагаете в качестве превентивных мер? Значит, в любой организации администрация должна проводить профилактические мероприятия в борьбе с домашним насилием?

– Именно. Мы большую часть проводим на работе, и именно там надо вести разъяснительные беседы как с мужчинами, так и с женщинами. Со школьной скамьи мы должны воспитывать психически здоровое поколение с правильным мышлением. Это должна быть целая идеология, только тогда мы сможем эффективно бороться с этим негативным явлением. У человека в голове не должно укладываться, как это можно бить женщину?!

Я, к примеру, знаком со своей супругой еще со школьных времен – мы одноклассники. Уже много лет живем вместе, она подарила мне 4-х сыновей. И я не могу даже мысли допустить, что ее можно ударить. Она словно свет, без нее в доме темно и неуютно, и мы, 5 мужиков, не знаем, что делать, а когда она приходит – все оживает, словно свет загорается.

– Есть мнение, что самодостаточные, образованные, независимые женщины менее или вовсе не подвергаются насилию со стороны мужчины, так ли это?

– Есть такое. Я вам даже скажу больше, что это они начинают подвергать насилию мужчин, – улыбается полковник. – Как я отметил выше, в 2015 году в органы ВД поступило 105 заявлений от мужчин и это только те, кто обратился. А ведь многие молчат, потому что это стыдно – подвергаться насилию со стороны женщины, не каждый в этом признается. Если женщина независима и уверена в себе, то она в любой момент может уйти от агрессора, ведь одна из основных причин, по которой женщины продолжают жить с семейным тираном, – это зависимость от них.

В нашем обществе большую роль играют деньги. В семьях, где низкий уровень достатка, деньги решают все. Бывают и такие случаи, когда муж избил жену, она ушла к родителям, он идет за ней, чтобы вернуть, а родители супруги просят у него денег в качестве откупных. На этой беде еще и зарабатывают, представляете?! – возмутился милиционер.

Если общество и органы власти объединятся в борьбе с этим злом, то тогда эффект будет! В нашем мире станет меньше насилия и больше счастливых семей и детей, – подытожил он.

После разговора с представителем власти, играющим непосредственную роль в судьбе женщин, подвергшихся насилию со стороны партнера, появилась вера, что таким женщинам всегда можно помочь – было бы желание, как отмечает Улан Рысбеков, надо только не сдаваться. Надо только бороться за себя, своих детей и не бояться просить помощи. Если женщина настроена в борьбе идти до конца, то она, непременно, победит. Надежда есть всегда…

Назгуль Нурманбетова
КНИА «Кабар»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*