Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения для людей с ограниченными возможностями

voditel

Для тысяч кыргызстанцев  с ограниченными возможностями здоровья автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Часто ли мы, здоровые, задумываемся о том, что рядом с нами на дорогах, за рулем автомобилей находятся люди, которым это передвижение дается не так легко и просто, как остальным.

На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается более миллиона автомобилей. Большинство автолюбителей получили водительские права в автошколах, но не меньше тех, кто научился переключать скорости на машине отца или брата. Все просто – завел, переключил и поехал.

Но есть среди водителей категория людей, для которых обучиться вождению не так просто, как всем остальным.  Учебные автомобили, как правило, рассчитаны на здоровых людей. Но и сев за руль авто, инвалид испытывает немало сложностей, ведь даже в столице на парковках нет специальных мест для водителей с ограниченными возможностями.

Аскар Турдугулов передвигается на ходунке. Для прогулок по дальним дистанциям использует коляску. Но еще до травмы он получил свидетельство об обучении вождению. Затем Аскар лишь съездил и сдал экзамен на получение водительских прав.

«Но в кругу моих знакомых часто возникали проблемы с обучением. У нас отсутствуют специализированные курсы вождения для инвалидов. Чаще водительские права покупают через третье лицо, не сообщая о физических недостатках водителя», — рассказывает он.

А вот известный в кругу автолюбителей активист Айбек Баратов считает, что ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ люди с ограниченными возможностями здоровья не имеют никаких преград для получения прав на вождение. Исключения составляют те случаи, когда водить машину не позволяют физические возможности человека. Например, человек слепой или у него парализованы руки.

«У меня есть знакомый, у которого полностью парализованы ноги, но он заказал машину, где все действия происходят за счет рук. Педали перенесены в область руля. Конечно, люди с ограниченными возможностями могут слабее реагировать на ситуацию на дороге, поэтому, чтобы отношение других водителей было толерантным, необходимо наклеить специальный значок на машину», — считает он.

С ним не согласна Азиза Иминова, которая прошла все круги ада, прежде чем получила водительские права.

«Я почти умоляла, чтобы меня взяли в автошколу. Получила сертификат, пошла в ГАИ сдавать экзамены. Сдала. И даже тогда мне не хотели выдать права. Пришлось подключить много людей. И только тогда мне их выдали. И то после многословных нотаций», — рассказала  Азиза.

После получения водительских прав самой большой проблемой для ЛОВЗ являются барьеры при эксплуатации авто.

«Отсутствие специализированных СТО для переделывания на ручное управление. Приходилось находить мастеров –умельцев, чтобы соорудить ручное управление. Брали за пример привезенные из-за границы авто. Также есть трудности с парковкой. В Кыргызстане практически отсутствуют маркированные места парковки для ЛОВЗ. Водители паркуются как хотят, если мест на парковке не остается, приходится парковаться вдали, что соответственно создает неудобства, потому что приходится дальше идти либо пешком, либо на коляске, особенно если там отсутствуют удобные пандусы и перила», — делится А. Турдугулов.

Переход АЗС на самообслуживание добавил проблем. Операторы обслуживания чаще находятся внутри станций, и конечно знака «за рулем инвалид» видеть не могут. Подъехав к АЗС, водители с ограниченными возможностями порой долго сигналят и ждут, пока к ним не подойдет сотрудник.

При имеющихся инфраструктурных проблемах отрадно то, что отношение других водителей к людям с ограниченными возможностями здоровья на дорогах более чем дружелюбное.

«При наличии опознавательных знаков, водители относятся весьма дружелюбно, с пониманием. Особо отмечу, что с абсолютным пониманием относятся сотрудники ДПС. Узнав, что за рулем инвалид, они особо не придираются, от души желают удачной поездки. Почти никогда не возникало проблем с ДПС.  Бывали случаи, когда я забывал права дома и не хотел снова подниматься. И когда сотрудники ДПС останавливали, относились к ситуации с пониманием», — сказал  Аскар Турдугулов.

Но для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья стал равноправным участником движения, необходимо создание специализированных автошкол для ЛОВЗ и выделение отдельных парковочных мест для них. Все это успешно реализуется в развитых странах, где для каждого гражданина создаются равные условия для жизнедеятельности.

Данный материал был подготовлен при содействии проектов ПРООН и министерства иностранных дел Финляндии«Расширение доступа к правосудию в Кыргызской Республике» и «Совершенствование  верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира».

Улукбек уулу Ырысбек, КирТАГ, 21.08.2015

Ссылка на оригинал: http://kyrtag.kg/society/avtomobil-ne-roskosh-a-sredstvo-peredvizheniya-dlya-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*