Многие задают вопрос в чем разница между нормами Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью и местным законодательством. Разница в моделях в подходе и понимании инвалидности.
Конвенция предлагает социальную и правозащитную модель понимания инвалидности. В этой модели человека с инвалидностью принимают равноправным членом общества, создает условия для получения образования, развития талантов, ведения трудовой деятельности.
Социальная и правозащитная модель не изолирует людей с инвалидностью в специализированных учреждениях, создавая для них условия учиться, лечиться и работать отдельно от общества, а наоборот, стимулирует его на самореализацию и ведение всесторонней активной жизни.
В социальной и правозащитной модели основной акцент делается не на лечение, а на удовлетворение его потребностей, на устранение дискриминации, а также на создание эффективных механизмов защиты и реализации его прав и свобод.
В нашей стране действует медицинская модель понимания инвалидности. В этой модели особенности здоровья человека с инвалидностью рассматривают как болезнь, патология. К людям с инвалидностью относятся как к человеку, который из-за особенностей здоровья не может передвигаться, работать, учиться.
В этом подходе большой акцент делается на лечение и основным препятствием считается инвалидность человека. А в социальной и правозащитной модели основным препятствием является неприспособленная окружающая среда.
Конвенция призывает к созданию условий для полноценного участия людей с инвалидностью во всех сферах жизни, ставя под сомнение традиции, стереотипы, предрассудки, пагубные практики и стигму, затрагивающие людей с инвалидностью.
Конвенция ООН о правах инвалидов принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года. Кыргызстан ратифицировал Конвенцию в 2019 году.
Оставить комментарий