«В милиции поиздевались: как меня может изнасиловать собственный муж»

Иллюстративное фото на тему домашнего насилия.

Устав от побоев мужа, 28-летняя Айжамал подала в суд на отца своего ребенка. Но правозащитники беспокоятся: в Кыргызстане защитить свои права решаются единицы из тех, кому приходится терпеть домашнее насилие.

Искать справедливость Айжамал приходится с трехлетним ребенком на руках. Четыре года брака, со слезами рассказывает женщина, сопровождались бесконечными унижениями и побоями:

– Весной этого года забрала дочку и уехала к своим родителям. В тот день дочка заболела и всю ночь кашляла. Мужу это не понравилось и он выгнал нас на улицу. До этого мы неоднократно ссорились и он поднимал на меня руку. Но я все терпела, скрывала от родителей.

Айжамал вместе с дочкой, мужем и свекром проживала в одном из сел Чуйской области. Насилие со стороны мужа не прекратилось даже после подачи заявления на развод.

– Он не отставал от меня. Приходил на работу, унижал прямо на глазах у коллег. В один из дней выхожу с работы, а там стоит его машина. Вывез меня на поле, избил и изнасиловал. Я рассказала об этом своим родителям и мы написали заявление в милицию. Но следователи поиздевались надо мной, мол, как меня может изнасиловать собственный муж. Дело возбуждать не стали. Дочка боится его, стала пугливой. Я ее вожу к психологу и к детским специалистам.

Со слов Айжамал, 30 августа муж заявился домой к ее родителям, устроил скандал и разбил окно. Мать Айжамал пришлось повторно обращаться в милицию, но уже с жалобой на порчу имущества. В Аламудунском РОВД на сей раз дело возбудили. Неделю назад его рассмотрел районный суд. На процессе потерпевшая рассказала, что разбитое окно стало единственной возможностью привлечь зятя к ответственности за постоянное насилие по отношению к ее дочери:

– Дело не в стекле. Сколько ей пришлось пережить… Пишем заявление, не рассматривают. Пошли к правозащитникам и в кризисные центры. Последней точкой стал скандал, который закатил мой зять в нетрезвом состоянии. Вызвали милицию и они возбудили дело по факту порчи чужого имущества. Я это стекло куплю за 300 сомов, муж давно отремонтировал окно. Но кто ответит за насилие, которое испытывала моя дочь?

Свою вину муж Аймажал, 30-летний С.Т. на суде не признал.

– Я задел окно, оно разбилось случайно. На ребенка никогда руку не поднимал. Все ссоры начались после того, как жена устроилась на работу. Она стала уделять меньше внимания ребенку.

Следующее заседание назначено на конец октября. Айжамал вместе с матерью намерены пойти до конца, чтобы добиться справедливого решения суда.

По официальным данным, домашнему насилию подвергается каждая четвертая женщина в Кыргызстане. Правозащитники отмечают: подавляющая часть жертв насилия не спешит защищать свои права, опасаясь оставить детей без отцовского воспитания. Но когда терпению приходит конец и женщины решаются добиться справедливости, доказать факты домашнего насилия почти невозможно, а до суда доходят единичные случаи.

Несколько месяцев назад пользователей Фейсбука взбудоражили фотографии женщины около 30 лет, избитой с особой жестокостью. Ошский кризисный центр «Ак журок» заявил, что она стала жертвой домашнего насилия. Спустя несколько месяцев руководитель организации Дарика Асылбекова рассказала, что женщине так и не удалось добиться наказания для своего мужа:

Дарика Асылбекова.
Дарика Асылбекова.

 

– Несмотря на многочисленные доказательства, судмедэкспертизу, фотографии, нам не удалось привлечь к ответственности ее мужа. Напротив, виноватой во всей этой истории сделали саму жертву насилия. Муж заявил, что воспитывал жену, и избежал наказания. Подобные истории у нас происходят довольно часто, но редко, когда они доходят до суда.

Доказать факты домашнего насилия достаточно сложно, отмечает руководитель организации «Айкын багыт», юрист Мунара Бекназарова:

– После обращения к правоохранительным органам женщина должна доказать свои обвинения, пройдя медицинский осмотр. Но многие не решаются. Следователи могут не принять заявление об изнасиловании со стороны мужа. В обществе считают неприемлемым подавать заявление за побои мужа. А при разводе женщины подвергаются унижениям и угрозам. Боятся. Поэтому они довольствуются разводом и не продолжают борьбу. Но если больше освещать подобные случаи, все больше женщин будет отстаивать свои права.

Участковый инспектор Албек Муратбеков на своем опыте отмечает, что жертвы домашнего насилия просто не знают, как защищать свои права:

– С домашним насилием на работе я сталкиваюсь каждый день. Чаще всего мужья избивают жен и закатывают скандалы. Но избитые женщины не спешат писать заявление на своих мужей. Недавно был случай, когда муж сильно избил жену и сломал ей руку. Мы просто не смогли убедить ее написать заявление и привлечь супруга к ответственности. А наши полномочия ограничены. Мы не можем задержать обидчиков на месте и увезти. Максимум можем выписать ордер.

Психолог Ильдар Акбутин работает с жертвами домашнего насилия. Он перечислил трудности, с которыми приходится сталкиваться женщинам при судебных разбирательствах:

Ильдар Акбутин.
Ильдар Акбутин.

 

– Первая трудность – общественное мнение. Чаще всего женщины боятся стать объектом осуждения со стороны своих родственников. Потому что они говорят, как же ты сможешь засудить отца своих детей, что люди подумают. Так женщины начинают жалеть мужей. Ко мне обращаются много женщин, которых избивают мужья. Из них только двоим удалось довести дело до суда. Одного привлекли к ответственности. Остальные дела были закрыты еще во время следствия. Причиной этому является и отношение милиционеров к женщинам. Желание помочь жертвам домашнего насилия требует больших усилий. К ним нужно отнестись с пониманием, но большинство следователей – мужчины. Вполне вероятно, что в таких случаях они будут на стороне мужчин. В качестве психолога я хотел бы призвать женщин не бояться жить самостоятельно и избегать отношений, где имеет место быть насилие.

Коалиция «За демократию и гражданское общество» два месяца назад провела общенациональный телефонный опрос. 96,3% из 738 респондентов признали наличие в стране проблемы жестокого обращения в семье. Главными причинами домашнего насилия они назвали социальную неустроенность в виде безработицы и материальных проблем, алкоголизм и наркоманию, низкий уровень образования и культуры населения.

По мнению 62,6% опрошенного населения, физическое насилие (избиения, издевательства с применением силы) является наиболее часто встречающейся формой семейного насилия.

Специалист организации Гульбарчын Жумабаева отмечает, что с апреля 2017 года в Кыргызстане заработали новые нормы, направленные на профилактику домашнего насилия. Они создают условия, при которых общество не останется в стороне от решения проблемы:

Гульбарчын Жумабаева.
Гульбарчын Жумабаева.

– Если раньше в милицию должна была обращаться непосредственно сама жертва домашнего насилия, теперь это вправе сделать соседи или другие свидетели. В таком случае милиция выписывает ордер обидчику сроком на три дня, который можно продлевать до 30 дней.

По официальным данным, за последние шесть лет жестокое обращение в семье стало причиной гибели 98 женщин. Чаще всего виновниками гибели женщин становятся мужья, дети и другие близкие родственники.

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи по этой ссылке.

Айгерим Акылбекова
27-октябрь, 2018

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*