В Бишкеке до 2019 года должны закончиться ремонт и реконструкция дорог. В планах мэрии – привести в порядок 49 улиц. Часть из них уже отремонтирована, среди них участки улиц Московской, Турусбекова и Токтоналиева.
Указанные в списке мэрии дороги расширяют, обновляют покрытие на них, в общем, создают комфортные условия для движения автомобилей. Как обстоят дела с тротуарами и условиями для передвижения пешеходов?
Мэрия Бишкека утверждает, что вместе с ремонтом проезжей части улиц прокладываются и новые тротуары. Эксперты же считают, что они строятся без соблюдения соответствующих стандартов, из-за чего по ним трудно передвигаться. Особый дискомфорт испытывают люди на инвалидных колясках.
Тротуары – мобильность жителей города
Урбанист, городской планировщик Атай Самыйбек в интервью «Азаттыку» дал оценку тротуарам в столице. По его словам, в некоторых частях Бишкека их качество оставляет желать лучшего, хотя тротуары играют ключевую роль для мобильности всех жителей города.
«У нас хорошие тротуары в центре города, где расположены правительственные здания и офисы крупного бизнеса. Но стоит чуть отойти от центра, там уже начинаются серьезные проблемы. Например, перепады высот, неравномерность покрытия тротуаров и его низкое качество. В некоторых частях города элементарно нет тротуара. Это очень неудобно и небезопасно для пешеходов, особенно, для родителей с маленькими детьми в колясках. Большие проблемы возникают в непогоду, потому что зачастую на участках отсутствуют дренажные системы, приходится прыгать через лужи. Очень важно, чтобы в городе создавалась не только транспортная, но и пешеходная мобильность. Любой человек должен иметь возможность свободно передвигаться по тротуару из точки А в точку Б», – считает он.
Атай утверждает, что в Бишкеке нет детализированного единого стандарта тротуаров. По его сведениям, существующие строительные нормы и правила тротуаров (СНИПЫ) устарели, их разрабатывали в 70-80-е годы.
Пресс-секретарь «Бишкекглавархитектуры» Ринат Шамсутдинов в свою очередь сообщил, что отдел благоустройства разрабатывает единые нормы и стандарты для тротуаров.
«Сейчас в городе строятся новые дороги, где проводится строительство тротуаров в том числе. Раньше на Московской тротуары были разбиты, я проезжал там только сегодня и увидел новую пешеходную дорожку», – утверждает Ринат Шамсутдинов.
По его словам, в этом году в столице ведутся работы по реконструкции дорог и тротуаров, которые не видели ремонта уже лет по 20.
«Непроходимые для ЛОВЗ тротуары»
Урбанист Атай Самыйбек считает, что если в городе будут построены хорошие тротуары для людей с ограниченными возможностями здоровья, то для обычного человека такие дорожки будут считаться идеальными.
«В настоящее время мы не видим людей с ограниченными возможностями на улицах. Мы их не видим не потому, что их нет, а потому, что они не могут передвигаться по улицам», – сказал Атай.
Президент Фонда оказания юридической помощи лицам с инвалидностью Толкунбек Исаков поделился своим мнением о состоянии тротуаров в городе для людей с инвалидностью. По его словам, нынешнее положение дел в городской инфраструктуре нарушает права ЛОВЗ на свободное передвижение.
«Для любых категорий лиц с инвалидностью тротуары сейчас являются недоступными и непроходимыми, потому что в большинстве случаев тротуаров как таковых вообще нет. В некоторых случаях, если они есть, то находятся в таком состоянии, что лицам с инвалидностью невозможно по ним ни проехать на коляске, ни просто пройти. Их путь завершается там, где начинается – от ворот дома до первого бордюра», – утверждает Толкунбек.
По его словам, такое ущемление прав могло бы стать причиной судебного разбирательства, в котором в качестве ответчика выступала бы мэрия. «К сожалению, пока у нас таких дел в производстве еще не было» – сетует он.
Люди с инвалидностью в большинстве случаев не имеют собственных средств передвижения, но опять же в столице, где живет около 16 тысяч людей с инвалидностью, не созданы условия для их перемещения без оного. И это не только тротуары, больше напоминающие полосу препятствий, но и отсутствие или неудобные пандусы на входе в здания торговли, общепита – даже социальных учреждений, а также невозможность без посторонней помощи сесть в общественный транспорт и так далее.
Возвращаясь к проблеме тротуаров, приведем цифры. По данным сайта kaktus.media, которые коллеги получили в «Бишкекасфальтсервисе», в этом году планируется ремонт 32 тысяч квадратных метров тротуаров. Цифра, возможно, звучит солидно, но это лишь 50-я часть площади тротуаров, нуждающихся в ремонте. То есть, если предположить, что такой масштабный ремонт дорог и прилегающих территорий будет вестись в Бишкеке каждый год, то на восстановление всех тротуаров в столице потребуется минимум 50 лет!
P.S. В интервью «Азаттыку» полуторогодовалой давности мэр Бишкека Албек Ибраимов заявлял, что намерен создать город для пешеходов. Но, как известно, прошлый год и начало нынешнего ознаменовались массовой вырубкой многолетних деревьев на ремонтируемых дорогах. А вместо них появились не широкие и удобные тротуары и велодорожки, а дополнительные полосы и парковки для автомобилей.
Айдай Зулумова, стажер «Азаттыка»
Июль 09, 2018
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-bishkek-sidewalks/29351954.html
Оставить комментарий