Бишкек не для ЛОВЗ…

Пришла зима, и пешеходы вновь почувствуют, что тротуары в столице в большей степени созданы для того, чтобы спотыкаться и падать. Горбатые тротуары, «неадекватно» построенные пандусы и беспардонно припаркованные посреди пешеходных зон автомобили — таковы суровые реалии, которые доставляют массу неудобств вполне здоровым людям. А каково тем, чьи возможности ограничены?

Проблема отсталости дорожной инфраструктуры Бишкека стала настолько обыденной, что большинство просто мирятся с этим и говорят: «Чего ты хочешь? Это же Бишкек!» Но ведь это столица страны, куда приезжают гости из других стран. Всем интересно посетить столицу, погулять по центру города, культурным местам, маркетам и рынкам. А погуляв по Бишкеку, туристы подчас бывают в шоке от ущербности дорожной инфраструктуры. Стыдно, братцы! Отстаем от продвинутых стран лет на «…дцать»…

Естественно, за годы независимости сменилось много мэров, которые должны были поддерживать город в презентабельном и достойном виде, но, увы, в итоге мы имеем сейчас лишь то, что досталось нам в наследие от советской власти, и совсем немного – от нынешней.

Помимо городских служб о наружной представительности города заботятся частные компании: укладывают брусчатку на тротуары, сажают кустарники и клумбы, восстанавливают бордюры близ своих офисов. Получается, что каждые 20 метров тротуара выполнены в собственном стиле и дизайне, но это ничего, главное, что конструкции функциональны и по ним можно ходить.

Попробуйте сами 

Тем временем люди с ограниченными возможностями здоровья искренне страдают от всей этой неустроенности. Попробуйте ради интереса закрыть глаза и пройти 50 метров по тротуару даже в центре Бишкека – с огромной долей вероятности, вы упадете. Попробуйте подняться на коляске в аптеку, магазин по пандусу или вообще без него – вы потерпите фиаско! А ЛОВЗ приходится сталкиваться с этим ежедневно!

Общественное объединение «Кыргызское общество слепых и глухих» — добровольная национальная республиканская неправительственная организация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) по зрению и слуху — является самой старой из инвалидных организаций в Кыргызстане. Членами организации являются почти 10 000 человек, но далеко не все живут в Бишкеке, где инфраструктура хоть как-то приспособлена для людей с инвалидностью. Что уж говорить о других населенных пунктах Кыргызстана?!

Новые инфраструктурные объекты 

С приходом мэра Бишкека Албека Ибраимова в столице наметились преобразования: дорожные службы стали расширять трассы и реконструировать тротуары, старые светофорные объекты меняют на новые светодиодные и оснащают их звуковыми сигналами, ремонтируют столичные подземки, закупают «адаптированные для ЛОВЗ» троллейбусы. Но не всегда все получается так, как надо.

К примеру, этим летом были реконструированы два подземных перехода – у здания мэрии и неподалеку от ЦУМа. Подрядчик обещал установить в них специальные механизированные подъемники для ЛОВЗ еще в октябре. Затем выяснилось, что устройства «застряли» на границе с Казахстаном. Уже декабрь, а по данным пресс-службы столичного муниципалитета установка подъемников все еще на стадии ожидания: «Мы над этим работаем. Скоро будет готово».

Остановки и транспорт 

В беседе торага Кыргызского общества слепых и глухих Кыргызстана Марат Ташбаев рассказал, что ЛОВЗ по зрению крайне сложно пользоваться общественным транспортом в Бишкеке. Во-первых, слепому человеку сложно добраться до самой остановки – территория бывает запаркована автомобилями, а весной и осенью тротуары около остановочных пунктов часто покрыты ямами с дождевой водой. Во-вторых, незрячие не могут определить, какой именно транспорт подъехал к остановке – не помешали бы автоинформаторы. В-третьих, если незрячему и удается «забраться» в общественный транспорт, то ему приходится только догадываться, где именно он сейчас едет: чаще всего водители не озвучивают остановки. Считать остановки тоже бесполезное занятие, ведь чаще всего общественный транспорт останавливается по нескольку раз между «официальными» остановочными пунктами.

Пособия по инвалидности не позволяют ЛОВЗ «жить на широкую ногу» и пользоваться услугами такси, ведь для них это непозволительная роскошь.

Культура окружающих 

Людям с ограниченными возможностями трудно быть самостоятельными в передвижении по Бишкеку, к тому же они нередко сталкиваются с пренебрежительным и равнодушным отношением окружающих.

«Иногда подойдешь на остановку, стоишь и слышишь, что троллейбус подъехал. Спрашиваешь людей, которые рядом стоят: какой троллейбус приехал? А они отвечают: «белый» и смеются», — рассказал Марат Ташбаев.

Он отметил, что слепых людей не понимают и водители. Бывают ситуации, когда автомобилисты намеренно проезжают близко с незрячими, пугая их, или начинают скандалить, если слепой человек нечаянно ударил тростью их машину.

Как видите, в Кыргызстане ни городская инфраструктура, ни общество до сих пор не готовы к тому, что среди нас есть люди с ограниченными возможностями. Каждый должен задуматься об этом. Никто не застрахован от несчастного случая, в одночасье превращающего здорового человека в инвалида.

Сегодня Бишкек не подходит для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями, но, возможно, в ближайшем будущем столичные службы начнут предусматривать это. А когда для этого будут приложены усилия, человеческая забота, любовь к людям, только тогда и город станет комфортным и дружелюбным для всех без исключений.

П. Васильев

27/12/2017

Бишкек не для ЛОВЗ…

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*