Родить в 15 лет от похитителя. Иностранные журналисты делятся историями об ала-качуу (видео)

 

 

 

 

 

Журналисты из Нидерландов и России приехали в Кыргызстан снимать документальный фильм об обряде кражи невест «ала-качуу». Для этого они опросили более 50 человек и выяснили, что обряд так или иначе коснулся почти всех из них.

 

Команда из двух журналистов-документалистов Ирис Оппэлаар из Нидерландов и Константина Саломатина из России две недели встречалась с кыргызстанцами в Бишкеке и селах вокруг Иссык-Куля, изучая обряд кражи невест и отношение людей к нему.

Они поделились с редакцией Kloop.kg некоторыми историями, которые они услышали от кыргызстанцев.

Повествование ведется от лица Оппэлаар и Саломатина.

Бежать из деревни, чтобы не украли

Мы начали исследование с севера. За две недели мы побывали в нескольких селах и районах Иссык-Кульской области и в Бишкеке. Мы беседовали с разными людьми: мужчинами, женщинами, парнями и девушками. Некоторых героев, чья жизнь тесно связана с обрядом, мы изучали подробнее: снимали их быт, работу, отдых. Таких случаев нам встретилось не меньше 15.

Мы познакомились с девушкой, которую пытались украсть два года назад, но она не захотела выходить замуж за своего похитителя и сбежала. Сейчас ей 26. Она не замужем, и поэтому испытывает определенное давление со стороны общества.

Мы пытались понять ее чувства. У нее современная семья, и ее отец сам приехал за ней, когда узнал, что ее украли. Его первым вопросом было: «Дочка, ты хочешь остаться с этим человеком?» Ответ был отрицательным. Тогда он забрал ее домой и сейчас помогает ей вести собственный бизнес.

Также мы заметили, что родители стараются защитить своих дочерей от «ала-качуу». Мы разговаривали с девушкой и ее матерью. Мать была украдена 20 лет назад. Теперь она отправила дочь учиться в Бишкеке, потому что считает, что в деревнях и в сельской местности вероятность, что дочь украдут для замужества, намного больше.

Ребенок от похитителя

Некоторые современные пары также совершают обряд «ала-качуу», но по договоренности. То есть, девушка знает, что ее должны украсть, и не против, потому что любит своего жениха. Они разыгрывают похищение в знак уважения к традициям. Это немного другая ситуация.

Одна из респондентов рассказала нам, что ее украли, когда ей было 14 лет. Через четыре месяца после свадьбы она ушла от мужа, будучи беременной. Это очень драматичный исход. Ей до сих пор приходится жить с этим. Сейчас ей 21, у нее два ребенка, один из которых от мужчины, который ее украл.

Цель наших исследований еще и в том, чтобы понять, почему люди продолжают делать это. Основными причинами могут быть традиции или же желание парней ускорить переход от свиданий и ухаживания к совместной жизни.

Это те случаи, когда девушка просит подождать со свадьбой из-за учебы, родителей или по другим причинам, но парень не хочет ждать и решает все ускорить, украв свою невесту. Но также есть и совершенно спонтанные кражи, когда парень видит девушку, на которой хотел бы жениться, и крадет ее.

«Такая традиция нам не нужна»

Люди по-разному относятся к обряду «ала-качуу». Девушки говорят, что не хотят, чтобы их «как баранов» заталкивали в машины против их воли. Парни говорят, что таковы традиции, и что они готовы украсть себе невесту, которая понравится. Мужчины постарше рассказывали, что 20 лет назад «ала-качуу» было абсолютно нормальным явлением, поэтому они крали своих жен. Но сейчас они говорят, что сегодня не стали бы этого делать и не хотели бы, чтобы их сыновья похищали невест или их дочери были похищены.

Также мы провели опрос среди школьников. У мальчиков более положительное отношение к обряду. Они говорили, что могли бы украсть девушку, на которой хотели бы жениться, но тут же оговариваются, что это плохо. То есть, они не знают, как отвечать на вопрос и, начав теряться, опираются на традиции. А у девушек однозначная позиция относительно обряда. Они говорят, что такая традиция им не нужна.

Ала-качуу по-русски

Найти людей, которые могли что-то рассказать об обряде было легко.

Практически все, с кем мы беседовали, так или иначе сталкивались с «ала-качуу»: у кого-то брат так женился, у кого-то бабушку украли. В Бишкеке мы просто спрашивали прохожих об этом обряде, и каждый рассказывал, что знает кого-то, кто украл или был украден.

Лет 8 назад я приезжал в Кыргызстан и изучал обряд. Мне удалось снять, как украли одну девушку. Это был момент, когда ее, зареванную, вели под руки. К ней тут же подошли женщины и бабушки, которые уговаривали ее остаться. Тогда мне никто ничего не сказал насчет съемки. Сейчас все говорят, что такого нет.

Этот обряд совершают не только кыргызы. Мы были на одной свадьбе, где русская женщина рассказала нам, что 20 лет назад она помогла пожениться родителям жениха, организовав похищение. Будущие свекор и свекровь обратились к ней с просьбой помочь, потому что их сын был робок. Так они вместе устроили «ала-качуу».

Ирис Оппэлаар получила степень магистра по изучению центральноазиатского региона и начала изучать обряд кражи невест в Кыргызстане после того, как увидела несколько документальных репортажей на эту тему по телевидению в Нидерландах.

Сейчас она снимает собственный документальный фильм об обряде «ала-качуу». Для этого она встречается с жителями северных областей Кыргызстана и изучает их истории и отношение к обряду. В этом ей помогает российский медиа-журналист Константин Саломатин, который давно изучает это явление в Кыргызстане.

Согласно данным «Центра помощи женщинам» и института «Кыз коргон», ежедневно в Кыргызстане происходит 32 случая похищения девушек для вступления в брак — в шести случаях девушки подвергаются изнасилованию.

Статистика от государственного Института омбудсмена за 2014 год в полтора раза ниже — 22 случая в день. По данным института, 80% похищенных выходят замуж за своих похитителей, а остальные 20% предпочитают бежать.

Похищение девушки для вступления в брак стало уголовно наказуемым в декабре 2012 года, когда были приняты поправки в Уголовный кодекс. С тех пор за кражу девушек наступает ответственность в виде 7 лет лишения свободы.

Согласно официальным данным МВД, за весь 2015 год по статьям Уголовного кодекса, связанным с принуждением к вступлению брак, было возбуждено всего 25 дел, которые были затем переданы в суд.

Представитель пресс-службы МВД Адыл Оморов в апреле говорил журналисту Kloop.kg, что такое низкое количество дел связано с тем, что девушки или их родственники не обращаются в милицию после похищения, опасаясь позора или огласки.

«Если обращаются с заявлением о похищении, мы его сразу принимаем, но часто сами похищенные и их родители не пишут заявления, опасаясь позора и огласки. Сначала, когда похищают, они не обращаются в милицию, потом после ала качуу они официально регистрируются в ЗАГСе, и поэтому это уже не считается преступлением», — рассказал он.

Соавтор: Анна Капушенко

Видео: Тилек Бейшеналы уулу

30/09/2016

Родить в 15 лет от похитителя. Иностранные журналисты делятся историями об ала-качуу

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*