В Кыргызстане правозащитники призывают президента подписать законопроект «Об охране и защите от семейного насилия». Они отмечают, что в случае принятия документа количество фактов семейного насилия снизится, будут созданы условия для предупреждения таких явлений. Законопроект, одобренный парламентом 17 марта, находится на рассмотрении у главы государства.
В Кыргызстане ранее принимались законопроекты, направленные на защиту прав детей и женщин. Но правозащитники отмечают, что они не работали в полной мере. Поэтому они возлагают надежды на закон «Об охране и защите от семейного насилия».
По словам главы ОО «Лиги защиты прав ребенка» Назгуль Турдубековой, закон обеспечит участие общественности в решении проблемы семейного насилия и повысит ответственность местных властей:
– В действующих законах не предусмотрена ответственность местных властей за ситуацию с семейным насилием. Главы сел или кварталов, если появляется проблема или совершается преступление, переводят стрелки на министерство, а сами не обращают внимания. Семейное насилие они не считают проблемой. Если этот закон войдет в силу, будут созданы условия для того, чтобы соседи, односельчане, учителя смогли вмешиваться, если в семье происходит насилие. Мы верим, что будут защищаться права каждого человека – матерей, детей и стариков.
Законопроект, находящийся на рассмотрении главы государства, направлен на защиту прав людей всех возрастов.
Суицид можно предупредить
Активисты, отмечающие рост количества суицидов среди детей школьного возраста, считают, что если учителя, односельчане, соседи, одноклассники будут неравнодушны к судьбе окружающих, дети не пойдут на самоубийство.
В школе №1 Сокулукского района при поддержке неправительственных организаций открыта специальная организация для оказания помощи детям. В ней работают сами ученики, которые поддерживают школьников, у которых есть проблемы в семье.
Один из активистов-школьников Арген Шергазы уулу считает, что атмосфера в семье, отношение к детям приводит к разочарованию и потере интереса к учебе:
– Таких ребят всегда видно. Сверстники их не принимают, отделяют, говоря, что родители у них такие-то, сами они такие-то. А мы приглашаем ребят на тренинги, стараемся привлечь их к себе. Мы сближаемся с ними, относимся к ним, как к друзьям и уговариваем рассказать о своих проблемах. Ребята не рассказывают свои проблемы учителям, опасаясь, что они позвонят их родителям. А когда с ними говорят сверстники, они легко раскрываются. Самый трудный момент – работа с родителями. Бывает, что они отталкивают нас, говоря, что мы ничего не понимаем или вовсе не открывают двери, чтобы поговорить. В таких случаях нам помогают соцпедагоги и психологи.
Правозащитники считают, что условия для снижения количества фактов семейного насилия будут созданы лишь когда будет обеспечено вмешательство извне.
По мнению главы Центра исследования демократических процессов Ларисы Илибезовой, в Кыргызстане с момента обретения независимости не уделялось внимание институту семьи:
– Наши семьи как-то жили. Они уезжали в миграцию, сидели на рынке, чтобы хоть как-то прокормить семью, детей. Но сейчас мы не имеем права закрывать глаза на семейное насилие. Мы молча проходим мимо домов, из которых слышен детский или женский плач, мы делаем вид, что не замечаем, если коллега приходит на работу в синяках. Мы равнодушны к голодным, немощным старикам. Учителя молчат, когда ребенок приходит в школу избитым, в грязной одежде. Врач оказывает пациенту, пострадавшему от насилия в семье, только медицинскую помощь. Но так не должно быть. Мы, общество, вместо жертв насилия должны заявлять в правоохранительные органы, чтобы спасать их.
25 миллионов
По данным правозащитников, на реализацию закона «Об охране и защите от семейного насилия» ежегодно требуется 25 миллионов сомов. Они считают, что это небольшие деньги. Такого же мнения придерживается и депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Аида Касымалиева:
– Раньше заявление о насилии в семье могли писать лишь пострадавшие. А по новому закону каждый свидетель насилия может сообщить в милицию и написать заявление. Милиция должна рассмотреть заявление и на его основании предпринять меры. Это очень большой шаг, важное изменение. 25 миллионов сомов – не такие уж большие средства, наше Министерство финансов готово выделить эти деньги.
Печальная статистика
В прошлом году, 12 июля, в одном из жилмассивов на окраине Бишкека мужчина нанес ножевые ранения своей 39-летней супруге. В милицию об этом происшествии сообщили врачи больницы №4, куда она поступила. В Чуйской областной милиции тогда сообщили, что женщина отказалась заявлять на своего мужа.
А в Оше в одном из домов было обнаружено тело проживавшей там 35-летней женщины, погибшей от ножевых ранений. Немного спустя, был задержан виновник ее смерти – ее гражданский муж. По некоторым данным, он часто избивал ее.
В Иссык-Кульской области мать четырех детей убила своего мужа, семь лет угнетавшего ее и детей, и села в тюрьму.
В Чуйской области пенсионер расправился со своим сыном-алкоголиком, избивавшим его.
В Таласской области суд приговорил к 21 году лишения свободы мужчину, насиловавшего свою несовершеннолетнюю сестру.
По официальным данным, за последние два года зарегистрировано 481 преступление, связанное с семейным насилием. 36 из них сопровождалось убийством одного из членов семьи.
Количество зарегистрированных с 2009 года фактов семейного насилия в Кыргызстане возросло на 30%. 70% из них – избиения, 25% – психологическое давление и 5% – насилие сексуального характера. Гражданские активисты заявляют, что семьи, в которых практикуется насилие, исчисляются тысячами.
Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь
Оставить комментарий