Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
В апреле 2008 года в Кыргызской Республике введен в действие Закон «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», гарантирующий, наряду с другими правами, право на труд и рабочие места для лиц с инвалидностью. Право ЛОВЗ занимать рабочие места реализуется через механизм квотирования. Согласно закону, вне зависимости от формы собственности каждое предприятие, где работает свыше 20 человек, должно предусматривать квоту для лиц с инвалидностью в размере 5% от штатной численности сотрудников. Аналогичные нормы предусмотрены в Трудовом кодексе. На практике данные нормы законов не работают.
Во-первых, сам механизм квотирования очень запутан и не реализуем. Механизм квотирования следующий: органы государственной службы занятости совместно с общественными организациями разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы квотирования. Затем, органы государственной службы занятости доводят до работодателей данные нормативы квотирования за три месяца до начала следующего года. Механизм утверждения квот ни разу не использовался на протяжении 8 лет со дня принятия закона о правах ЛОВЗ. Более того, у местных государственных администраций и местных органов самоуправления нет полномочий по утверждению нормативов квотирования.
Во-вторых, 5-процентная квота – это завышенная планка для нашей страны. Например, в такой развитой стране, как Южная Корея, квота для лиц с инвалидностью составляет 2,8%. Необходимо учесть, что в их стране практически ежедневно открываются предприятия. В Российской Федерации квота составляет 4% от штатной численности, при том что на предприятии должно работать 100 и более человек.
В целях проверки исполнения закона о правах и гарантиях людей с инвалидностью я обратился в 74 предприятия с просьбой принять на работу лиц с инвалидностью. Большинство компаний ответило отказом или не отреагировало. Лишь четыре предприятия согласились принять лиц с инвалидностью.
Очевидно, разработчики поправок в Трудовой кодекс и действующего Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» не учли экономические реалии нашей страны. Отсюда вывод: необходимо пересмотреть законодательство о трудоустройстве лиц с инвалидностью, а именно: 1) механизм квотирования должен быть простым и понятным; 2) квоты должны быть пересмотрены в сторону уменьшения.
Существует также множество других проблем, связанных с трудоустройством лиц с инвалидностью. Это проблемы физической доступности инфраструктуры, зданий, общественного транспорта, проблемы информационной доступности (отсутствие материалов, напечатанных шрифтом Брайля, сурдоперевода), а также проблемы, связанные со стереотипами. Так, например, самый успешный проект 2016 года по трудоустройству лиц с инвалидностью реализовала Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики, которая приняла на работу лиц с инвалидностью по слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата для оцифровки различных данных. К сожалению, не все лица с инвалидностью смогли трудоустроиться в ГРС, так как в здании отсутствовала физическая доступность (например, туалеты не соответствовали строительным нормам и правилам). Учитывая такие ситуации, уполномоченный орган в сфере архитектуры и строительства обязан принимать в эксплуатацию лишь те здания, которые соответствуют международным строительным нормам. Как видно, это широкая и комплексная проблема, требующего системного подхода.
Мы все понимаем, что решить проблему трудоустройства за короткий срок невозможно, но чтобы добиться успеха всем нам нужно постоянно бороться, иметь неимоверное терпение и неустанно трудиться.
29.11.2016
Оставить комментарий