43-летняя Бактыгуль работает на автомойке и зарабатывает 500-600 сомов в день. На эти средства она обеспечивает пятерых детей, один из которых еще совсем маленький.
По ее словам, она живет без мужа и ей тяжело одной кормить свою семью, при этом она не получает пособия. «Мне 43 года, у меня пятеро детей, школьники и студенты, а один еще совсем маленький. У меня есть все документы: паспорт и т.д. Но в связи с моим возрастом на хорошо оплачиваемые работы меня не берут. В разное время работаю на разных работах, к примеру, в сезон на поле, в данное время на автомойке. В среднем в день зарабатываю по-разному, иногда 500-600, а иногда еще меньше. На все деньги везу домой продукты и покупаю необходимые вещи для детей. Пособия я не получаю. Такое ощущение, что пособие у нас могут получать только богатые», – говорит она.
В свою очередь, в Министерстве социального развития сказали, чтобы Бактыгуль обратилась к ним с заявлением о необходимости пособия. «Министерство создаст комиссию, которая и определить весь перечень услуг и помощи для нее», – отметили в пресс-службе ведомства.
Таких, как Бактыгуль в стране много. По мнению экспертов, для исправления ситуации необходима реформирование системы социальной помощи – убирать категориальность и повышать роль адресных программ.
Так, по словам независимого эксперта по социальной защите Назгуль Ташбаевой, социальная защита в более развитых странах направлена именно на снижение показателей бедности и на предупреждение глубокой бедности. «И за рубежом эта система работает правильно. А что касается нас, то здесь ситуация парадоксальная. Категориальные социальные выплаты дают возможность получать пособия и социальные выплаты, пенсии, надбавки более обеспеченным слоям населения. То есть, под категориальность подпадают в основном депутаты, судьи, и вот на данный момент и прокуроры хотят получить статус военнослужащих. В 2010 году судьи сами себе приняли статус о судьях, где для себя приняли отдельный закон о социальной поддержке. На данный момент, статус военнослужащего хотят получить и сотрудники прокуратуры, а статус военнослужащего освобождает от ответственности платить налоги и страховые исчисления в Социальный фонд. Также под категорию военнослужащих попадают и таможенники. И это все на фоне развитости в стране коррупции, все мы знаем что депутаты, судьи, таможенники и прокуроры – небедные люди, многие еще по отдельности имеют и бизнес. Но получается так, что они хорошо защищены и социально, в то время как очень уязвимое население – люди, проживающие за чертой бедности, не получают должного уровня социальной поддержки», – отмечает Н.Ташбаева.
Данный материал подготовлен при содействии проектов ПРООН и министерства иностранных дел Финляндии «Расширение доступа к правосудию в КР» и «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира».
Аман Алымбеков, Кабар, 15.12.2015,
http://kabar.kg/rus/society/full/100140
Оставить комментарий