Общественный транспорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья – одна из ежедневных проблем, с которыми сталкивается эта категория граждан.
Наргизе, более 10 лет живущей с инвалидностью, ездить на учебу в университет помогают родители. Она не помнит, когда в последний раз садилась на троллейбус или автобус.
«В моем положении можно забыть о существовании транспорта. Я его не могу назвать общественным, так как для определенной категории общества, в которую вхожу и я, он абсолютно не доступен. Я не жалуюсь, но без своих родных мне было бы тяжело жить в своем городе», – признается она.
О наболевших проблемах, таких как отсутствие пандусов ЛОВЗ, уже устали говорить властям. Несмотря на принятие соответствующих международных документов и взятие государством обязательств, инфраструктурные вопросы так и остаются нерешенными. И лицам с инвалидностью сложно передвигаться и по дорогам, и посредством транспорта.
Исполнительный директор Ассоциации организаций людей с ограниченными возможностями Гульмира Казакунова рассказала о результатах проведенного ею недавно эксперименте.
«На коляске невозможно ни на одном транспорте доехать. Я недавно делала эксперимент и попробовала с помощницей зайти в автобус, но это оказалось ужасно трудным. Я специально ждала низкопольный троллейбус №7. Взобраться на него очень трудно без помощи 2-3 человек. Низкопольные троллейбусы очень высокие, туда без пандуса невозможно заехать. При этом водители раздражаются, пока заедешь, выедешь, а им скорость нужна. И есть большая вероятность, что ты упадешь, что тебе вообще не остановят в нужном месте, или некому помочь. Сесть в маршрутку, будучи на коляске невозможно», – сказала она.
По городу они передвигаются иногда на такси, так как эта услуга очень дорогая или просят помочь родственников и знакомых довезти.
В развитых странах для этой категории лиц создают социальные такси.
Директор ассоциации отмечает, что аналогичная идея была и у них, однако без помощи государства организовать это невозможно.
«В соседнем Казахстане при господдержке есть социальное такси, которое оборудовано подъемниками и которое специально предназначено для колясочников, маломобильных людей. Оно хорошо работает, и внедрилось почти во всех областях страны. У нас, к сожалению, такого нет. Мы пробовали создать социальное такси, но без поддержки государства это невозможно. Хотя бы государство должно обеспечить технику», – говорит Гульмира Казакунова.
В Бишкек, по ее мнению, необходимо закупить автобусы для ЛОВЗ с пандусами, и пустить их по основным маршрутам.
Данный материал подготовлен при содействии проектов ПРООН и министерства иностранных дел Финляндии «Расширение доступа к правосудию в Кыргызской Республике» и «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира».
Улукбек уулу Ырысбек, КирТАГ, 24.10.2015
Оставить комментарий