Правозащитники: В Оше получают образование только 20% детей с инвалидностью

samat1
Самат Орунбаев и его мама

Житель города Ош, восьмилетний Самат Орунбаев, родился с диагнозом “Детский церебральный паралич”. Мальчик передвигается с помощью инвалидной коляски, но умственных отклонений у него нет. Он умеет писать и читать по слогам, но этому его научила не учительница, а мама.

«Сотрудники соцзащиты знают о болезни сына. Мы получаем ежемесячную пенсию, в день инвалидов ему приносят подарки, но о том, что его должны посещать учителя и обучать никто не говорил», — рассказывает Айнура Орунбаева, мать Самата.

Она добавила что учителя к Самату не приходят, хотя и знают, что он имеет инвалидность и не может посещать школу.

«Учителя приходили, спрашивали, есть ли дети школьного возраста и видели Самата. Но, увидев его, сидящего в коляске, лишь спросили, учится ли он. Я, конечно же, ответила, что нет, а они молча ушли и больше не возвращались», — сетует женщина.

В управлении соцзащиты города Ош зарегистрированы 93 ребенка с ограниченными физическими возможностями, которые ежемесячно получают пособие по инвалидности. По данным общественного фонда «Улыбка», школы посещают только 20% этих детей, а на дому получают образование лишь 3-4 %. Остальные дети растут, не имея возможности получать образование, хотя имеют на это законное право.

«Даже если учителя посещают детей на дому, они не обучают их на должном уровне. Учителя приходят в их дома, посидят, пообщаются с родителями этого ребенка, поговорят пару минут с самим ребенком и уходят. Педагоги так поступают потому, что нет надлежащего контроля со стороны администраций школ. Их никто не контролирует, как правило, эти дети не сдают экзамены», — говорит директор фонда Эльмира Умарова.

Эльмира Умарова
Эльмира Умарова

Она добавила, что практически во всех школах города отсутствуют пандусы и, даже если родители хотят отвести ребенка в учебное заведение, это задача не из легких.

«Недавно представители нескольких НПО провели рейд и проверили буквально все школы города Ош и ни в одной из них не было пандусов», — утверждает Умарова.

Педагог реабилитационного центра здоровья детей с детским церебральным параличом Уулкан Садиева считает, что если бы дети с особыми нуждами посещали школы вместе с остальными детьми, они бы лучше развивались.

«Мы просто обязаны создавать необходимые условия для детишек с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, чтобы они обучались со всеми остальными сверстниками в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества», — говорит она.

Методист управления образования города Ош Салтанат Жудошова не отрицает, что пандусов в школах нет, но уверяет, что обучение на дому получают все дети, кроме тех, родители которых сами отказались от этого.

Салтанат Жудошова
Салтанат Жудошова

«Ежедневно ребенка посещает один учитель и обучает одному предмету, на следующий день к нему приходит другой педагог по другому предмету. Уточняю, все это – абсолютно бесплатно», — говорит Жудошова.

Она добавила, что родители всех детей, которые не могут посещать учебные заведения по состоянию здоровья, должны записать их в школы по месту проживания, чтобы учителя записали данные и с сентября начали посещать их.

Данный материал был подготовлен при содействии проектов ПРООН и Министерства иностранных дел Финляндии «Расширение доступа к правосудию в Кыргызской Республике» и «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира.

Жанна Аскарова, Голос свободы, Ош

Адрес статьи: http://vof.kg/?p=26282

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*