Сейнеп Дыйканбаева. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…

img_9940

Сейнеп Дыйканбаева, координатор по программам и юрист ОО Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ).

«Человек- венец творения»,

Человек от рождения правом наделен,

Человек ценен Богу,

Когда же ценность каждый человек обретет?

Не смотрите на инвалидность, посмотрите на меня,

Я такой же, как и вы,

Те же чувства, мысли, намерения, устремления, и мечты.

Образование является одним из основных фундаментов для становления и развития личности. В современном мире необходимость получения образования возросло в десятки раз. Любое демократическое общество признает право каждого на образование. Тем более это важно для лиц с инвалидностью, ведь благодаря образованию они смогут гораздо быстрее влиться в жизнь, стать полезными и полноправными членами общества.

В конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью говорится, что государство обеспечивает граждан инклюзивным образованием на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Но к сожалению в нашем законодательстве не предусмотрено инклюзивное образование.

По республике функционируют 2218 школ, 1062 детских садов, 53 высших учебных заведений и 131 специализированных учебных заведений. А сколько лиц с инвалидностью обучаются в этих заведениях — точной статистики нет.

Сегодня общеобразовательные средние школы берут детей только с легкой формой инвалидности, с сохранным интеллектом. В остальных же случаях детям предлагают коррекционные классы, учебу на дому или специализированные школы. Даже если у ребенка сохранный интеллект, но он на коляске, ему рекомендуют надомное обучение, так как многие школы физически не доступны таким детям. Отсюда вытекает целый комплекс проблем — нехватка специалистов, техническое оснащение, недостаточная квалификация учителей.

В настоящее время в сфере доступа к образованию для лиц с инвалиностью существуют ряд серьезных проблем:

— Отсутствие единой программы по инклюзивному образованию.

— Отсутствие правового регулирования инклюзивного образования и механизмы его внедрения.

— Проблема физического доступа к школам и многое другое.

Кыргызской Республике крайне важно ратифицировать Конвенцию о правах лиц с инвалидностью. Когда наша страна ратифицирует Конвенцию, у людей с инвалидностью появится прочная правовая основа для осуществления своих прав и интересов. Например, человек с инвалидностью перестанет быть объектом благотворительности, что широко применяется в нашей стране, а станет субъектом права.  Ведь разовые подарки на 3-е декабря (Международный день лиц с инвалидностью) не могут принести ощутимую пользу для людей и не может решить их насущные проблемы. А Конвенция же может стать правовым плацдармом не только в реализации прав человека, но и решением многих социально значимых вопросов.

Лицам с инвалидностью приходится прилагать больше усилий во всех сферах жизни. Особенно когда не созданы соответствующие условия, приходится открыто бороться с барьерами, с людьми, и даже всем обществом.

А пока нам приходится учится понемногу чему-нибудь и как-нибудь…

29.11.2016

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*