Акжол Калбеков: «Мы хотим, чтобы каждый гражданин знал о системе ГГЮП»

«Тот, кто плохо осведомлён о своих правах, подобен иностранцу, оказавшегося в чужой стране без переводчика и знания языка» – считает Акжол Калбеков директор Центра по координации Гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП):

– Я бы хотел для начала немного рассказать предысторию становления системы ГГЮП в Кыргызстане. С приобретением независимости и вступлением Кыргызстана на путь демократических преобразований, возможность защищать права и отстаивать свои законные интересы цивилизованными способами были закреплены в ст.40 Конституции нашей страны. Однако эта статья в какой-то степени это оставалась декларативной, поскольку отсутствовали единая политика в сфере предоставления правовой помощи за счет государства и соответствующие институциональные механизмы. Фактически такая система предоставления юридической помощи не способствовала приближению правосудия к нуждам малоимущих слоев населения.

Процесс решения этой проблемы, а также принятые государством международные обязательства к привели к необходимости формирования государственной политики по оказанию юридической помощи малоимущим путем разработки соответствующего законопроекта. В результате, после длительного изучения и анализа процессов в сфере защиты прав уязвимых слоев населения, правоприменительной практики и имеющегося международного опыта, 17 июля 2009 года был принят Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи».

– Почему возникла необходимость пересмотреть закон от 2009 года и принять новый?

– По результатам проведенного мониторинга и анализа реализации закона от 2009 года были выявлены отдельные проблемы и недостатки, препятствующие эффективной реализации его положений. Не буду останавливаться на всех, но обозначу основные:

– в русле реализации новых конституционных положений (конституция от 2010 года), где были заложены основополагающие положения, касающиеся оказания квалифицированной юридической помощи гражданам за счет государства, потребовалось принять закон более социально-ориентированный и облегчающий доступ к ней заинтересованных в этом лиц, расширить масштабы оказания ГГЮП путем увеличения круга государственных органов и сообществ уполномоченных осуществлять такую деятельность, а также повышения степени их ответственности за ненадлежащее исполнение ими обязанностей;

– необходимо было пересмотреть концептуальные основы закона, с учетом обновленной уголовно-правовой политики в контексте реформирования законодательства в целом и создать последовательную и координированную систему предоставления квалифицированной юридической помощи.

Все эти и другие аспекты данной проблемы привели к необходимости полного пересмотра прежнего Закона и разработки его нового аналога, также направленного на создание системы первичной правовой поддержки и совершенствование системы вторичной юридической помощи.

Вновь принятый документ проще в применении и более социально ориентирован, поскольку расширил круг лиц, которые вправе быть охваченным ГГЮП. Важно отметить, что возможность получить бесплатную юридическую помощь получили также иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Установлены четкие критерии, соответствие которым позволяет точно определить круг субъектов, имеющих право на безвозмездную юридическую помощь.

Пересмотру в сторону расширения подверглась также система органов и лиц, участвующих в оказании ГГЮП. Подобный подход позволил существенным образом увеличить масштабы оказания юридической помощи, облегчить доступ к ней со стороны заинтересованных лиц, а также повысить степень ответственности органов государственной власти и представителей профессионального юридического сообщества.

В целях обеспечения эффективного государственного управления, координации и контроля над оказанием юридической помощи, Законом предусмотрено создание координирующего органа – Центра по координации ГГЮП при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, в функции которого входят вопросы организации и предоставления юридической помощи.

Подобный подход позволил структурировать отношения, возникающие в связи с предоставлением ГГЮП, и повысить эффективность координации деятельности по ее предоставлению.

– Как обстоит дело с финансированием этих услуг?

– В законодательстве о ГГЮП традиционно охватываются следующие два важных аспекта: предоставление юридической информации и юридических услуг для граждан центрами бесплатной правовой помощи и / или специализированными организациями (так называемая первичная бесплатная юридическая помощь) и поддержка в процессе судопроизводства, судебная и процессуальная помощь и представительство адвокатами (так называемая вторичная бесплатная юридическая помощь). За счёт государственного бюджета финансируется вторичная юридическая помощь. Данную услугу оказывают в рамках уголовных, гражданских и административных дел на всех стадиях судопроизводства и исключительно адвокатами, входящими в государственный реестр адвокатов ГГЮП.

Для обеспечения качества квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами, повышен размер оплаты их труда. Мы ведь должны понимать, что денежное вознаграждение адвоката должно быть соразмерно фактическим тратам, которые он несёт в ходе оказания юридической помощи. В свою очередь, адвокат, чтобы получить свой гонорар, должен выполнить минимальные параметры качества оказания услуги, – так называемые «стандарты качества работы адвоката», за которое государство согласно платить. Это тоже одно из нововведений в законе, способствующее повышению эффективности и качества ГГЮП.

Отрадно отметить, что за три года государственное финансирование квалифицированной юридической помощи увеличилось почти в 3 – 3,5 раза, и на сегодняшний день общая сумма средств, выделенных на её обеспечение, составляет более 70 млн сомов (для сравнения в 2018 году он составлял около 18 млн сом). Этого, наверное, немало, но, в общем-то, достаточно сегодня для того, чтобы обеспечить такую поддержку. Но если сравнивать с аналогичными показателями в других государствах, например, в странах ЕС или в Канаде, США, то конечно же, размер оказываемой государством помощи у нас меньше в разы, а то и в десятки раз.

К сожалению, процесс консультационно-правовой поддержки не финансируется только за счёт бюджета страны. Данный вид юридической помощи оказывается госструктурами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Консультационно-правовую помощь, согласно Закону, имеют право оказывать также коммерческие и некоммерческие организации и юридические клиники при вузах.

Оценка и выводы показали, что большинство лиц, охваченных ГГЮП могут решить свою проблему в рамках первичной бесплатной системы правовой помощи, то есть с помощью надлежащей юридической консультации и Юридического совета. Это означает меньшее число клиентов, которым придется получать бесплатную вторичную юридическую помощь, поэтому меньший бюджет будет потрачен на этот дорогостоящий вид ГГЮП. Эти действующие на «передовой» и «на первой линии» поставщики услуг должны адекватно реагировать на потребности уязвимого населения и, следовательно, служить важным фильтром для вторичной гарантированной государством юридической помощи.

– Поскольку мы заговорили о международных стандартах, закономерен вопрос: проводили ли вы мониторинг сравнения, лучше или хуже у нас организована система оказания ГГЮП чем в других странах?

– В мире существуют различные модели институциональной структуры, связанные с бесплатной юридической помощью. Однако важно отметить, что нет международных стандартов и принципов в отношении того, как должны создаваться и организовываться институциональные рамки; самое главное, чтобы они были в состоянии эффективно и действенно предоставлять ГГЮП. Кроме того, учитывая особенности системы законодательства и их влияние на состояние государственного бюджета, а также необходимость обеспечения финансовой устойчивости ГГЮП, следует рационально и разумно установить систему бесплатной юридической помощи, используя при этом традиционно доступную государственную инфраструктуру и ресурсы, применяемые в настоящее время.

Безусловно, мы изучали опыт всех стран или большинства государств, где существуют такие системы, но они очень разные, и по сути в Кыргызстане мы построили систему, наиболее отвечающую особенностям и требованиям общества, нюансам работы скажем, той же адвокатуры. Поэтому считаю, что без сомнения такая система нужна. Государство должно инвестировать в нее средства, поскольку это является социальным проектом. Мы не стали копировать систему бесплатной юридической помощи других стран, мы взяли лишь самое лучшее, с нашей точки зрения передовое, учитывая при этом наши возможности и национальный менталитет. Если сравнить принцип работы института ГГЮП Кыргызстана и ряда других государств, наши более-менее совпадают с характером деятельности аналогичных структур в Грузии и Украине, но у нас есть и свои особенности.

При этом надо отметить, что кыргызстанская система ГГЮП полностью соответствует международным стандартам. Тому подтверждение – независимая экспертиза Закона ведущими экспертами европейских стран, давшими весьма высокую оценку этому документу.

– Насколько мне известно, вас поддерживают МИД Финляндии и ПРООН, в рамках Проекта «К устойчивому доступу к правосудию для расширения правовых возможностей в КР».

– Совершенно верно. Это наши партнёры, которые оказывают нам поддержку с 2014 года, внося большой вклад в развитии и становлении системы Гарантированной государством юридической помощи. Например, помогли разработать стандарты качества работы адвокатов, оказывают материально техническую поддержку ЦК ГГЮП.

Словом, мы на сегодня входим в число ведущих стран, по крайней мере в Центральной Азии, в вопросе передовых стандартов правовой помощи населению.

– Сколько теперь адвокат может зарабатывать в месяц?

– За каждый этап оказания юридической помощи предусмотрены фиксированная оплата и доплата за сложность, многоэпизодичность дела, а также надбавка за превышение процессуальных сроков рассмотрения дел в рамках судопроизводства. К примеру, один адвокат по одному уголовному делу может получить, в среднем, около от 15 до 25 тысяч сомов. Уверен, такой размер гонора – неплохая мотивация для адвокатов, тем более, в условиях конкуренции.

Вместе с тем вопросы качества, его стандартизации и мониторинга, всегда остается на повестке дня, и не менее актуальны сегодня, как для гарантированной государством правовой помощи, так и для адвокатуры в целом.
Поэтому внедрены определённые юридические механизмы, согласно которым в рамках Гарантированной государством юридической помощи адвокат может получить свой гонорар лишь в случае выполнения им стандартов качества работы и при отсутствии жалобы на работу адвоката со стороны получателя ГГЮП.

– И каков результат этой практики?

– Например, в рамках уголовных дел по итогам 2019 года судами вынесено восемь оправдательных приговоров, а по результатам 2020-го – четырнадцать. Столь высокого числа случаев успешной защиты не было никогда. Это считаю убедительным результатом того, что система адвокатуры стала работать эффективно. Притом, свыше 65 процентов дел разрешены с положительными для получателя ГГЮП результатами. Это результат проводимой нами работы по эффективной реализации законодательства о ГГЮП. К сожалению, информированность населения о нашей работе очень низкая. Поэтому одной из наших задач, чтобы об этой системе знал каждый наш гражданин. Как юрист, могу сказать, что тот, кто плохо осведомлён о своих правах, подобен иностранцу, оказавшегося в чужой стране без переводчика и знания языка.

Беседовал Андрей Токомбаев

Кыргызчасы: Акжол Калбеков: “Биз ар бир жарандын МКЮЖ системасы жөнүндө билишин каалайбыз”

In english: Akzhol Kalbekov: We would like every citizen to know about the SGLA system

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*