Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

В 2013 году в Кыргызстан из Австралии приехал доктор Ник Вулфилд. Тогда ему было 58 лет, и за его плечами был 30-летний опыт работы в области педиатрии. Приехал он в качестве добровольца в Научно-технический институт языка (STLI). А затем доктор оказался в Ак-Суу – в детском санатории.

“Четверо из пяти детей, которые приезжают в Ак-Суу, имеют детский церебральный паралич (ДЦП). В Кыргызстане заболеваемость ДЦП в три-четыре раза выше, чем в развитых странах. За один месяц в Кыргызстане я вижу больше случаев дискинетического ЦП – вероятно, самой инвалидизирующей формы заболевания, – чем за всю 30-летнюю практику в Австралии”, – говорит Вулфилд.

Познакомившись с маленькими пациентами Ак-Суу, Вулфилд решил помочь санаторию. С тех пор Ник с женой Фей живут на Иссык-Куле, внедряя новые подходы к профилактике и реабилитации маленьких пациентов с ДЦП.

“С коллегами из Ак-Суу и в партнерстве с ЮНИСЕФ и Министерством здравоохранения мы добились впечатляющего прогресса, внедряя новые методики”, – говорит Ник Вулфилд.

Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

Шаг первый

Первое, что сделал доктор, – проанализировал ситуацию. Как оказалось, в Кыргызстане ребенок либо инвалид, либо нет. Вулфилд представил международную методологию классификации инвалидности в зависимости от функциональности. Для этого Вулфилд вместе с тремя врачами из Allied Health (Брисбен) обучили 28 специалистов из Кыргызстана диагностике и лечению церебрального паралича. На основе классификации для каждого ребенка может быть разработана индивидуальная программа реабилитации.

Анализ собранных данных также показал, что у многих детей с острым заболеванием оказались повреждения головного мозга. Поэтому в 2015 году Вулфилд совместно с ЮНИСЕФ начал обучение в области педиатрической передовой поддержки жизни (PALS – курс по скорой специализированной помощи детям). Эти курсы прошли 24 врача, девять из которых сами стали наставниками и подготовили еще 150 специалистов.

“Кроме того, почти половина детей с ДЦП могут учиться в обычной школе. Но, к сожалению, у них нет такой возможности. Когда ребенка определяют как инвалида, школы не хотят его принимать. Существует также нежелание признать, что эти дети действительно могут хорошо учиться вместе с обычными детьми”, – констатирует Ник Вулфилд.

А самое печальное, что таких детей родители часто сдают в интернаты и детские дома, поскольку семьи стесняются инвалидов. Именно родители нередко ставят крест на будущем детей с ДЦП. Часто в болезни ребенка обвиняют мать; многие – можно даже сказать, значительное большинство – в конечном итоге расстаются со своими мужьями.

Санаторий республиканского значения

Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

Ак-Суу является отделением Иссык-Кульской областной больницы, но принимает пациентов со всей страны. Дети обычно приезжают сюда со своими родителями на две недели по два раза в год.

Среди пациентов и семилетний Аршат с церебральным параличом. Его мать Тахмина Асанова говорит, что пребывание в Ак-Суу показало ей, как можно помочь ребенку стать независимым.

Тахмина по образованию экономист. Но сейчас она получает второе высшее образование по специальности “логопед”. И она уже занимается с детьми в Бишкеке.

Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

“В своей работе я постоянно вижу, что родители начинают осознавать проблему, когда ребенку исполняется три года. К этому времени драгоценное время потеряно. Программы для улучшения речи, моторных и других навыков наиболее эффективны в первые три года жизни ребенка, когда мозг развивается чрезвычайно быстро”, – отмечает она.

Проекты доктора Вулфилда

Санаторий Ак-Суу расположен в зоне, где нет интернета. Это не помешало Вулфилду внедрить телемедицину. При финансировании австралийского правительства из ближайшего села, расположенного в 10 км, был протянут волоконно-оптический кабель. А в самом санатории оборудована комната для телемедицины. Вулфилд стремится подключиться к ряду медицинских учреждений – в основном в стране, а также в Австралии – для консультаций и повышения квалификации.

“Я хочу ввести еженедельные веб-тренинги для каждого врача, который участвует в реабилитации. Продолжение обучения должно рассматриваться как часть работы”, – говорит Вулфилд, который давал 4-5 уроков в неделю, когда работал в Австралии.

Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

Одним из текущих проектов Вулфилда является создание национальной базы данных о случаях церебрального паралича, основанной на австралийской модели. Это поможет собрать информацию о том, как предотвратить возможный церебральный паралич у новорожденного. Такая база данных даст возможность понять, какие ресурсы могут понадобиться, чтобы помочь ребенку самым эффективным способом. Сейчас он собрал и проанализировал данные более чем 500 детей.

Почему рождаются дети с ДЦП?

Реабилитация детей с инвалидностью является одной из основных областей работы доктора Вулфилда в Ак-Суу. Другая задача – помочь в разработке руководящих принципов управления и государственной политики по сокращению числа детей, ставших инвалидами. Это долгий процесс, основанный на доказательствах.

“Данные, которые мне удалось собрать, свидетельствуют, что тяжелые случаи дискинетического ЦП в Кыргызстане являются результатом тяжелой желтухи, а некоторые – несовместимости резуса матери и ребенка. Чтобы их предотвратить, нужно совсем немного средств”, – уверен врач.

Он также предполагает, что половина и более случаев ДЦП связаны с тем, что мать во время беременности подвергалась насилию.

“Мы хотим собрать точные данные по этому вопросу и выяснить, как связаны насилие и инвалидность”, – подчеркивает Вулфилд.

Врач: В КР за месяц я увидел больше детей с ДЦП, чем за 30 лет в Австралии

При поддержке ЮНИСЕФ

Ник Вулфилд подчеркивает, что все успехи, которые были достигнуты в санатории, стали возможны в том числе благодаря поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане.

“Большинство вещей, которые мы здесь сделали, стали возможны после моих бесед и разговоров с руководителем отдела здравоохранения ЮНИСЕФ Чолпон Иманалиевой. Это очень продуктивное сотрудничество”, – говорит Вулфилд.

А когда же домой, в Австралию?

“Это моя внучка, родившаяся в прошлую субботу. Я получил эту фотографию сегодня из Австралии, – показывает Вулфилд фото маленькой девочки на своем смартфоне. – Достижения техники и современные приложения позволяют мне поддерживать связь с детьми и внуками в Австралии. Благодаря этому мы можем оставаться здесь так долго”.

Недавно Вулфилд и его жена купили дом в соседней деревне, завели там кур, разбили огород.

“Мы еще несколько лет проведем в Кыргызстане, – говорят Ник и его жена Фей. – Прежде чем мы вернемся домой, я бы хотел, чтобы появились новые люди, которые продолжат то, что мы начали”.

Zanoza
29 мая 2017 
URL: http://zanoza.kg/357942

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*