Закон «О социально–правовой защите от насилия в семье»

от 25 марта 2003 года № 62

Настоящий Закон регулирует отношения в области социально-правовой защиты лиц, пострадавших от насилия в семье.

Меры социально-правовой защиты от насилия в семье, устанавливаемые настоящим Законом, являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности личности, семьи и общества.

 

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

семья — лица, находящиеся между собой в браке, родстве или отношениях свойства, проживающие совместно. Действие настоящего Закона распространяется также на семью, основанную на браке, не зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния (в фактическом браке); на лиц, вступивших в семейные отношения в результате усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства при совместном проживании опекунов и попечителей с подопечными, устройства детей в семью на воспитание в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики; а также на лиц, являющихся членами семьи, основанной на браке, если они продолжают совместно проживать после прекращения брака, и на родственников, проживающих совместно на правах членов семьи;

неблагополучная семья — семья, в которой регулярно (систематически) имеют место факты насилия или угроза насилия;

зависимый член семьи — член семьи, находящийся на иждивении в силу возраста, болезни либо инвалидности, в зависимости от других членов семьи;

трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность и морально-психологическое состояние члена семьи в связи с конфликтами и (или) жестоким обращением в семье;

насилие в семье (семейное насилие) — любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы члена семьи, причиняет ему физические или психические страдания и наносит моральный вред либо содержит угрозу физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи;

физическое насилие в семье — умышленное истязание либо нанесение одним членом семьи другому побоев, вреда здоровью, умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи свободы передвижения, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни, принуждение к тяжелому физическому труду, а также уклонение родителей несовершеннолетних, их опекунов, попечителей, лиц, взявших несовершеннолетнего в семью на воспитание, от выполнения обязанностей по уходу, заботе о здоровье и личной безопасности несовершеннолетнего, что может привести к причинению вреда его физическому или психическому здоровью, нанести ущерб чести и достоинству его личности, а также психическому, физическому или личностному развитию пострадавшего ребенка или к смерти члена семьи;

психическое насилие в семье — умышленное унижение одним членом семьи чести и достоинства другого члена семьи или принуждение (понуждение) его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению им правонарушений или деяний, представляющих опасность для его жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического или личностного развития несовершеннолетнего члена семьи;

сексуальное насилие в семье — деяние одного члена семьи, посягающее на половую неприкосновенность и половую свободу другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи;

социальная поддержка — комплекс услуг социально-экономического, социально-правового, социально-медицинского, социально-психологического и иного характера, предоставляемый лицам, пострадавшим от семейного насилия;

социально-правовая защита от насилия в семье — деятельность соответствующих служб по разрешению трудной жизненной ситуации в семье посредством социальной поддержки членов семьи, пострадавших от семейного насилия, оказанию помощи семье в восстановлении нормальных семейных отношений, разработке мер по коррекции поведения;

социальное пресечение насилия в семье — незамедлительная социальная поддержка, оказываемая соответствующей службой при возникновении непосредственной опасности для жизни и здоровья зависимого члена семьи с целью устранения этой опасности, обеспечения его безопасности в ситуации, не терпящей отлагательства, а также недопущение неправомерных повторных и систематических действий лиц, приводящих к продолжению насилия;

охранный ордер — процессуальный юридический документ, предоставляющий государственную защиту пострадавшему от насилия в семье или ее угрозы и влекущий предупреждение лицу, совершившему насилие или угрожающему его совершить, в виде мер воздействия, определенных настоящим Законом.

 

Статья 2. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон имеет целью создание социально-правовой системы охраны жизни, здоровья членов семьи от насилия и предоставляет пострадавшим защиту от семейного насилия, основанную на соблюдении международных стандартов в области прав человека.

Настоящий Закон направлен на создание условий для полноценных и здоровых семейных отношений, при этом особой заботой государства является охрана от насилия несовершеннолетних и пожилых членов семьи.

 

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о социально-правовой защите от насилия в семье

Законодательство Кыргызской Республики о социально-правовой защите от насилия в семье основывается наКонституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также норм, содержащихся в международных договорах и иных актах, ратифицированных Кыргызской Республикой.

 

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Настоящий Закон основывается на следующих принципах:

— соблюдение международных норм в области прав человека применительно к семье;

— законность;

— гуманизм;

— защита от религиозных, культурных и иных обычаев, могущих причинить ущерб семейным отношениям;

— виновная ответственность за причиненное насилие в семье;

— конфиденциальность информации о нанесенном насилии;

— профилактическая направленность;

— участие общественности, гражданских институтов в создании социально-правовой системы охраны жизни и здоровья членов семьи.

 

Раздел II
Круг субъектов, в отношении которых осуществляется семейное насилие

Статья 5. Субъекты, в отношении которых осуществляется семейное насилие

К субъектам, в отношении которых осуществляется семейное насилие (пострадавшие), относятся члены семьи, а также родственники, проживающие совместно с членами семьи.

Пострадавшим от семейного насилия признается лицо, которому причинен физический, психический или иной вред.

 

Статья 6. Права пострадавшего от семейного насилия

Пострадавший от семейного насилия имеет право:

— на подачу заявления в органы внутренних дел либо в прокуратуру о факте совершенного семейного насилия или угрозы его совершения на государственном либо официальном языках;

— на транспортировку в медицинское учреждение и оказание первичной медицинской помощи;

— на помещение в безопасное место либо в специализированные учреждения социального обслуживания по своему желанию;

— на получение информации о защите собственной безопасности, юридической помощи и консультации;

— на обращение в суд аксакалов по месту жительства с целью общественного порицания поведения лица, совершившего насилие;

— на получение охранного ордера либо на обращение в соответствующие органы для привлечения лица, совершившего насилие, к административной или уголовной ответственности.

 

Раздел III
Круг субъектов по пресечению и предупреждению семейного насилия, оказанию социальной поддержки пострадавшим от семейного насилия, их права и обязанности

Статья 7. Субъекты по пресечению и предупреждению семейного насилия, оказанию социальной поддержки пострадавшим от семейного насилия

К субъектам по пресечению и предупреждению семейного насилия, оказанию социальной поддержки пострадавшим от семейного насилия относятся:

— судебные органы;

— прокуратура;

— органы внутренних дел;

— суды аксакалов;

— Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;

— государственные учреждения в пределах своей компетенции;

— иные субъекты по социально-правовой защите от семейного насилия.

 

Статья 8. Обязанности суда по осуществлению мер социально-правовой защиты от семейного насилия

Суд принимает решение в соответствии с настоящим Законом и иным действующим административным, уголовным и гражданским процессуальным законодательством Кыргызской Республики по осуществлению мер социально-правовой защиты от семейного насилия.

 

Статья 9. Обязанности органов прокуратуры по предупреждению семейного насилия

Органы прокуратуры обязаны:

— осуществлять надзор за законностью действий учреждений, организаций и граждан, принимать меры к отмене незаконных процессуальных и иных решений, проверять полноту и своевременность учета и регистрации поступивших сообщений о фактах семейного насилия;

— представлять в суде интересы пострадавшего от семейного насилия;

— координировать деятельность правоохранительных органов по предупреждению семейного насилия.

 

Статья 10. Обязанности органов внутренних дел по пресечению и предупреждению семейного насилия

В соответствии с требованиями Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности органы внутренних дел, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, принимают все меры для осуществления социально-правовой защиты от семейного насилия.

Органы внутренних дел обязаны:

— принять и зарегистрировать заявление, связанное с семейным насилием;

— обеспечить явку своего представителя на место семейного конфликта;

— опросить стороны;

— дать необходимую консультацию пострадавшему от семейного насилия и разъяснить порядок предоставления охранных ордеров либо порядок привлечения лица, совершившего насилие в семье, к административной или уголовной ответственности;

— организовать в случае необходимости транспортировку пострадавшего от семейного насилия в медицинское учреждение или в безопасное место либо в специализированное учреждение социального обслуживания;

— принять меры к пресечению семейного насилия;

— выполнять все необходимые действия для решения вопроса о привлечении лица, совершившего семейное насилие, к ответственности;

— подготовить материалы для выдачи пострадавшему от семейного насилия временного охранного ордера либо охранного судебного ордера, а также материалы для привлечения лица, совершившего семейное насилие, к административной или уголовной ответственности;

— регулярно проводить совместно с сотрудниками территориальных органов социальной защиты профилактическую работу с неблагополучными семьями.

 

Статья 11. Обязанности государственных органов, организаций и учреждений по оказанию социальной поддержки пострадавшим от семейного насилия

К государственным органам, организациям и учреждениям по оказанию социальной поддержки лицам, пострадавшим от семейного насилия, относятся: государственные администрации, комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, здравоохранения, социальной защиты.

Вышеназванные органы обеспечивают контроль за исполнением выносимых решений по предупреждению семейного насилия и оказанию социальной поддержки пострадавшим, разрабатывают программы по предупреждению семейного насилия; изучают причины и условия, способствующие семейному насилию; проводят разъяснительную работу с различными социальными группами населения.

При наличии оснований, предусмотренных семейным законодательством, комиссия по делам несовершеннолетних может ходатайствовать перед судом о лишении родительских прав родителей, осуществляющих насилие в отношении несовершеннолетнего члена семьи.

В случаях насилия в отношении пожилых членов семьи и инвалидов ходатайства об алиментах возбуждают территориальные органы социальной защиты, которые также решают вопросы направления указанных лиц в дома престарелых либо в медицинские учреждения, сообщают в органы внутренних дел для принятия конкретных мер.

Лица, имеющие право на получение алиментов, могут требовать выплаты алиментов по суду в любое время независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на получение содержания.

 

Статья 12. Обязанности иных субъектов и граждан по социально-правовой защите от семейного насилия

Органы местного самоуправления, негосударственные учреждения социального обслуживания, иные неправительственные организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию пострадавших от семейного насилия, обязаны:

— оказывать социальную поддержку пострадавшему от семейного насилия;

— разъяснить пострадавшему от семейного насилия его право обратиться за защитой в государственные органы либо в общественные организации;

— предоставить пострадавшему от семейного насилия соответствующие консультации;

— в необходимых случаях с согласия пострадавшего от семейного насилия извещать органы внутренних дел и прокуратуры о факте совершенного в семье насилия, за исключением случаев, касающихся несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных членов семьи, когда извещение указанных органов является обязательным.

 

Раздел IV
Организация социально-правовой защиты от семейного насилия

Статья 13. Органы, организации и учреждения социально-правовой защиты от семейного насилия

Социально-правовая защита от насилия в семье осуществляется:

— через органы социальной защиты;

— через органы здравоохранения и образования;

— через комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства;

— через органы местного самоуправления (местные кенеши);

— через негосударственные специализированные учреждения социального обслуживания, иные неправительственные организации и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию пострадавших от семейного насилия;

— посредством органов внутренних дел, прокуратуры и суда в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 14. Специализированная социальная служба

Специализированная социальная служба включает в себя организации и учреждения, осуществляющие социальную поддержку пострадавших от семейного насилия, независимо от форм собственности.

К специализированным учреждениям социального обслуживания относятся:

— консультативно-профилактические центры (кризисные центры);

— центры социальной помощи семье и детям;

— социальные приюты для детей и подростков;

— социальные гостиницы для пострадавших от насилия (убежища);

— центры социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (отделения дневного пребывания);

— социально-реабилитационные центры для детей и иных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— предприятия и учреждения милосердия (хосписы).

Специализированное учреждение социального обслуживания может оказывать весь либо ограниченный объем услуг пострадавшему от семейного насилия.

Специализированное учреждение социального обслуживания подлежит обязательной регистрации в качестве юридического лица и действует на основе учредительных документов и порядка, установленного законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 15. Обязанности специализированного учреждения социального обслуживания

Специализированное учреждение социального обслуживания имеет направлением своей деятельности оказание социальной поддержки пострадавшим от семейного насилия.

Специализированное учреждение социального обслуживания обязано:

— обеспечить пострадавшему от семейного насилия комплекс услуг по социальной поддержке, а также защиту его личных и материальных прав, нарушенных лицом, совершившим насилие в семье;

— обеспечить в случае необходимости, с согласия пострадавшего от семейного насилия, его комплексное социально-медико-психологическое освидетельствование;

— поставить в известность, с согласия пострадавшего от семейного насилия, органы внутренних дел и прокуратуры о совершенном насилии в семье либо его угрозе;

— подготовить все необходимые материалы для обращения в орган внутренних дел либо в суд за восстановлением нарушенного права.

 

Статья 16. Основания предоставления социально-правовой защиты от семейного насилия

Основанием для предоставления социально-правовой защиты от насилия в семье является обращение за помощью от семейного насилия.

Основанием для предоставления социально-правовой защиты также являются установленные факты насилия в семье либо наличие в семье трудной жизненной ситуации, создающей непосредственную угрозу жизни или здоровью зависимым членам семьи, подтвержденную органом внутренних дел или территориальными органами социальной защиты.

 

Статья 17. Направление и обслуживание пострадавшего от семейного насилия в специализированные учреждения социального обслуживания

Лицо, пострадавшее от семейного насилия, имеет право лично или через органы социально-правовой защиты от семейного насилия обратиться за помощью в специализированные учреждения социального обслуживания.

Порядок приема и размещение пострадавших от семейного насилия определяются соответствующим положением указанных учреждений.

Лицу, пострадавшему от семейного насилия, специализированными учреждениями социального обслуживания предоставляется комплекс определенных услуг, а также право бесплатного проживания в социальной гостинице (убежище) до 10 суток. Продление срока пребывания в социальной гостинице (убежище) осуществляется на условиях договора.

Расходы по обслуживанию пострадавшего лица свыше установленного срока возлагаются на лицо, совершившее насилие. В случае отказа возмещение расходов производится в судебном порядке.

 

Статья 18. Социальное пресечение насилия в семье

К пресечению насилия в семье после поступления заявления пострадавшего от насилия приступают все субъекты, указанные в настоящем Законе. В случае необходимости проводятся совместные мероприятия.

К мерам пресечения относятся:

— принятие срочных мер по разрешению на месте трудной жизненной ситуации, создающей непосредственную угрозу жизни или здоровью пострадавшего члена семьи;

— незамедлительное помещение пострадавшего от семейного насилия по его просьбе либо зависимого члена семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, в социальную гостиницу (убежище);

— направление пострадавшего от семейного насилия на обследование в соответствующее медицинское или иное специализированное учреждение; в случае если пострадавший от семейного насилия является несовершеннолетним, недееспособным или ограниченно дееспособным членом семьи, направление на обследование обязательно;

— направление пострадавшего от семейного насилия по состоянию здоровья в соответствующее медицинское учреждение с последующим уведомлением об этом суд; в случае если пострадавший от семейного насилия является несовершеннолетним, недееспособным или ограниченно дееспособным членом семьи, необходимо согласие его законного представителя, а при его отсутствии — согласие органа опеки и попечительства;

— предоставление услуг незамедлительной социальной поддержки по просьбе пострадавшего от насилия, а в случае если пострадавший несовершеннолетний, — в обязательном порядке;

— специализированные учреждения социального обслуживания незамедлительно уведомляют органы внутренних дел или суд о предоставлении социальной гостиницы (убежища) пострадавшему от насилия либо зависимому члену семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность. В случаях предоставления социального приюта для детей и подростков или направления на освидетельствование несовершеннолетнего члена семьи или члена семьи, находящегося под опекой и попечительством, уведомляется орган опеки и попечительства;

— сотрудник органа внутренних дел имеет право беспрепятственно входить в помещения и на территорию граждан при наличии достаточных оснований полагать, что там находятся члены семьи, жизни и здоровью которых угрожает непосредственная опасность, или для оказания экстренных мер, позволяющих разрешить на месте трудную жизненную ситуацию, создавшую эту опасность;

— сотрудник территориального органа социальной защиты имеет право на беспрепятственное вхождение в помещения и на территорию граждан при обеспечении его личной безопасности сотрудником органов внутренних дел;

— специализированная социальная служба обязана провести первичное обследование семьи на предмет установления характера ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия либо угрозой его совершения;

— к лицу, совершившему насилие, могут быть применены меры, предусмотренные настоящим Законом (временный охранный ордер, судебный охранный ордер) либо иные меры административного или уголовного преследования.

 

Статья 19. Порядок предоставления информации о семейном насилии

При получении информации о семейном насилии в отношении несовершеннолетних работники системы образования обязаны передать ее в органы внутренних дел или прокуратуры для принятия соответствующих мер.

В случае выявления фактов семейного насилия местными органами власти либо органами опеки и попечительства вся информация должна быть передана для проверки в органы внутренних дел и прокуратуры.

Органы внутренних дел или прокуратуры при получении устной или письменной информации о семейном насилии обязаны принять срочные меры к предотвращению насилия и защите пострадавших от продолжения семейного насилия.

Специализированные учреждения социального обслуживания, иные неправительственные организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, передают информацию о семейном насилии в органы внутренних дел или прокуратуры с согласия пострадавшего от насилия. В случаях если пострадавший от семейного насилия является несовершеннолетним или недееспособным, или ограниченно дееспособным членом семьи, согласия на передачу информации не требуется.

 

Статья 20. Конфиденциальность информации при социально-правовой защите от семейного насилия

При оказании социально-правовой помощи пострадавшим от семейного насилия вся полученная информация относительно состояния здоровья, условий жизни и другая, относящаяся к личной тайне либо к частной жизни, охраняется законом. Сведения личного характера могут быть использованы лишь при согласии самого пострадавшего либо в случаях возбуждения уголовного дела, либо при применении мер административного взыскания.

Лица, которым в силу служебного положения стала известна конфиденциальная информация о семье, в которой произошло насилие, или в отношении отдельных ее членов, полученная в ходе оказания социально-правовой защиты, не имеют права распространять эту информацию, кроме случаев, предусмотренных законом.

В случае разглашения данных сведений указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 21. Виды специальных средств социально-правовой защиты от семейного насилия

К специальным средствам социально-правовой защиты от семейного насилия относятся временный охранный ордер и охранный судебный ордер.

 

Статья 22. Основание для предоставления специальных средств социально-правовой защиты

Специальные средства социально-правовой защиты могут быть предоставлены любому члену семьи, подвергшемуся семейному насилию, с его согласия.

Основанием для предоставления временного охранного ордера является совершение акта семейного насилия либо существование его угрозы.

Основанием для предоставления охранного судебного ордера является совершение акта семейного насилия в случаях воспрепятствования лицом, совершившим насилие, разрешению трудной жизненной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью членов семьи, защите их прав и интересов.

 

Статья 23. Временный охранный ордер

Пострадавший от семейного насилия или его представитель имеет право обратиться за временным охранным ордером в случае существования ситуации, создающей непосредственную угрозу жизни или здоровью члена семьи.

Временный охранный ордер выдается должностным лицом органов внутренних дел по месту совершения семейного насилия и должен быть оформлен в течение 24 часов со времени совершения семейного насилия либо существования реальной угрозы его совершения, либо с момента подачи заявления о факте совершения насилия. Выдача временного охранного ордера может быть обжалована в суд, и заявление подлежит рассмотрению немедленно, в исключительных случаях — в срок до 3 суток.

Временный охранный ордер выдается лицу, совершившему семейное насилие, на срок до 15 дней. Лицо, получившее временный охранный ордер, обязано выполнить все условия, указанные в нем, в противном случае на указанное лицо должно быть наложено административное взыскание в соответствии с действующим законодательством.

По желанию пострадавшего от насилия ему выдается копия временного охранного ордера.

Контроль за соблюдением лицом, совершившим семейное насилие, условий временного охранного ордера возлагается на орган внутренних дел.

 

Статья 24. Условия временного охранного ордера

Временный охранный ордер может предусматривать следующие официальные меры:

— запрет лицу, совершившему семейное насилие, совершать любые насильственные действия против пострадавшего от насилия или других лиц;

— регулирование возможности доступа лица, совершившего насилие, к несовершеннолетним детям, находящимся на иждивении;

— предупреждение лица, совершившего семейное насилие, о недопустимости прямых и косвенных контактов с пострадавшим от насилия;

— обязанность лица, совершившего семейное насилие, оплатить стоимость лечения пострадавшего от насилия;

— предупреждение лица, совершившего семейное насилие, о том, что в случае нарушения условий временного охранного ордера указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности;

— предупреждение пострадавшего от семейного насилия о том, что независимо от получения временного охранного ордера он имеет право обратиться в суд и возбудить уголовное дело против лица, совершившего семейное насилие;

— предупреждение пострадавшего от семейного насилия о том, что независимо от получения временного охранного ордера и заявления о возбуждении уголовного дела он имеет право обратиться в суд и возбудить дело о расторжении брака, разделе имущества, получении алиментов, возмещении ущерба или иных компенсаций;

— предупреждение пострадавшего от семейного насилия о том, что он имеет право дополнительно обратиться за охранным судебным ордером с целью защиты от продолжающегося семейного насилия, при этом действие временного охранного ордера приостанавливается при получении судебного охранного ордера.

Неисполнение лицом, получившим временный охранный ордер, предписанных в ордере условий влечет за собой административную ответственность и не прерывает его действия.

 

Статья 25. Охранный судебный ордер

Охранный судебный ордер может быть выдан судом с целью защиты пострадавшего от семейного насилия и дальнейшего пресечения семейного насилия при наличии согласия на это пострадавшего от насилия.

Охранный судебный ордер может быть выдан на срок от 1 месяца до 6 месяцев. Неисполнение лицом, получившим охранный судебный ордер, предписанных в ордере условий в течение установленного судом срока влечет за собой административную или уголовную ответственность.

По истечении срока действия охранного судебного ордера и в случае повторения насилия в семье к лицу, совершившему насилие, могут быть применены иные меры государственного принуждения, предусмотренные административным и уголовным законодательством.

Действие охранного судебного ордера прекращается:

— по истечении его срока;

— в случае примирения сторон в судебном порядке;

— в случае смерти одной из сторон;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 26. Порядок вынесения решения о предоставлении охранного судебного ордера

Суд, рассмотрев представленные органом внутренних дел материалы, выносит решение о выдаче лицу, совершившему семейное насилие, охранного судебного ордера и определяет сроки его действия и условия исполнения охранного ордера.

Суд знакомит под роспись лицо, совершившее семейное насилие, с условиями охранного судебного ордера и с последствиями его неисполнения.

Срок действия охранного судебного ордера исчисляется со дня вынесения судом постановления о выдаче охранного судебного ордера.

Суд проводит слушание в течение 10 дней с момента подачи заявления и обращения за охранным судебным ордером.

Суд в целях сохранения неприкосновенности частной жизни сторон может проводить слушание дела в закрытом судебном заседании.

Суд обязан направить решение о выдаче охранного судебного ордера в орган внутренних дел по месту проживания пострадавшего от семейного насилия в течение 24 часов со времени выдачи решения.

Контроль за соблюдением лицом, совершившим семейное насилие, условий охранного судебного ордера возлагается на орган внутренних дел и судебных исполнителей.

Недобросовестные и необоснованные претензии пострадавшего от семейного насилия относительно издания постановления об охранном судебном ордере предоставляют суду право потребовать возмещения судебных издержек.

Обжалование охранного судебного ордера не приостанавливает его действия.

 

Статья 27. Условия охранного судебного ордера

Охранный судебный ордер может предусматривать следующие официальные меры:

— запрет лицу, совершившему семейное насилие, совершать любые насильственные действия против пострадавшего от насилия или других лиц;

— предложение лицу, совершившему семейное насилие, покинуть место проживания независимо от того, кто владеет данной собственностью;

— урегулирование доступа лица, совершившего семейное насилие, к несовершеннолетним детям;

— предупреждение лица, совершившего семейное насилие, о недопустимости прямых и косвенных контактов с пострадавшим от насилия на работе и в других местах;

— запрет лицу, совершившему семейное насилие, приобретать и пользоваться огнестрельным оружием или другими видами оружия, определенными судом;

— обязанность лица, совершившего семейное насилие, оплатить расходы пострадавшего от насилия на лечение, консультирование или пребывание в социальной гостинице (убежище);

— запрет на единоличное использование и распоряжение совместным имуществом;

— предупреждение лица, совершившего семейное насилие, что в случае нарушения условий охранного судебного ордера указанное лицо может быть арестовано в административном порядке либо привлечено к уголовной ответственности;

— предупреждение пострадавшего от семейного насилия, что независимо от получения охранного судебного ордера он имеет право обратиться в суд для возбуждения уголовного дела;

— предупреждение пострадавшего от семейного насилия, что независимо от получения охранного судебного ордера он имеет право обратиться в суд и возбудить дело о разводе, разделе имущества, получении алиментов, возмещении ущерба или иных компенсаций.

Неисполнение условий, предписанных охранным судебным ордером, влечет за собой административную ответственность и приостанавливает его действие на срок административного ареста.

 

Раздел V
Заключительные положения

Статья 28. Статистический учет случаев семейного насилия

Статистический учет сведений о семейном насилии осуществляют:

— Национальный статистический комитет Кыргызской Республики;

— Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;

— Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;

— Судебный департамент Кыргызской Республики;

— Министерство образования и культуры Кыргызской Республики;

— органы местного самоуправления Кыргызской Республики;

— территориальные органы социальной защиты.

Статистическая отчетность о семейном насилии включает в себя гендерно-разделенные показатели, отражающие количество зарегистрированных случаев совершения семейного насилия по его видам; по видам принятых мер, социально-демографические данные о членах семьи, совершивших насилие в семье и пострадавших от насилия.

 

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Кыргыз Республикасынын            Президенти  А.Акаев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*