Разбить капкан насилия: как кыргызстанкам помогают приструнить тиранов?

Ранние браки, побои, сексуальное и психологическое насилие – это то, с чем десятки тысяч женщин по всей стране сталкиваются ежедневно. Для многих из них синяки, оставленные некогда любимым и заботливым мужем – норма.

1250 человек с начала 2018 года обратились к медикам по факту насилия в семье. Это – официальная статистика. По факту же цифры в десятки раз больше.

Рассказать о том, что брак давно не приносит счастья, зачастую просто некому: матери уговаривают потерпеть, ставя в пример свои отношения, родственники мужа слышать жалоб не хотят, психологическая помощь стоит денег, которых по обыкновению нет, а заявление в милицию писать страшно, вдруг хуже станет?

Хоррор наяву

Оказываясь в капкане семейного насилия, некогда красивые и целеустремленные девушки гаснут с каждой неделей. Опущенная голова, длинные рукава на растянутых водолазках, скрывающие гематомы, и постоянный страх. За себя, за детей, за будущее.

По данным Министерства здравоохранения КР, за последний год 1250 человек обратились за помощью в медицинские учреждения по факту насилия в семье. Исследования общественных фондов говорят о том, что каждая четвертая женщина в возрасте от 15 до 49 лет пережила физическое насилие по крайней мере один раз с подросткового возраста. 4 процента пережили сексуальное насилие, 14 процентов – эмоциональное, причиненное нынешний или бывшим партнером. И только 2 из 5 женщин после пережитого обращаются за помощью. Сколько заявлений в правоохранительные органы по разным причинам не приняты, сколько жалоб милиции было отозвано назад, можно лишь предполагать. Зачастую родственники домашних тиранов обещают, что кошмар не повторится. Ради полноценной семьи девушки прощают унижения и побои, замыкая тем самым порою смертельный капкан.

В 2017 году был принят закон «Об охране и защите от семейного насилия». Двумя годами позже программой USAID по совместному управлению была поддержана инициатива Ассоциации кризисных центров, Общественного фонда «ДИА» и Общественного объединения «Абийир Эл» по созданию и развитию потенциала КПНС. Нехитрая аббревиатура скрывает под собой работу сотен людей. В Комитеты по предотвращению насилия в семье входят представители районных государственных администраций, районные отделы Минтруда и соцразвития, учреждения образования и здравоохранения, правоохранительные органы и, что самое главное, в них есть активисты из числа гражданского общества – суды аксакалов, женсоветы. Вот уже год КПНС борются с семейным насилием на уровне МТУ. С января о законе 2017 года члены комитетов проинформировали более 3, 4 тысяч жителей Иссык-Кульской, Ошской и Чуйской областей. И вытащили из рук тиранов десятки женщин.

Дорога домой

Судьба 22-летней бишкекчанки Айгерим (имя изменено) до окончания школы ничем не отличалась от тысяч школьниц. Мечты о будущем, изучение языков, образ принца. Прозвенел последний звонок, и столичную девочку украли в одно из сел Таласской области. Мать Айгерим противиться не стала, посоветовав дочери принять ситуацию и остаться с новоиспеченным мужем. Отца у девушки не было, а у старшего брата свои семья и заботы. Однако, семейная жизнь не заладилась: муж оказался не заботливым защитником, а тираном, превратившим жизнь некогда жизнерадостной девочки в ад.

«В марте этого года члены КПНС выявили девушку, оказавшуюся в сложной жизненной ситуации. Ей около 22 лет, на руках одиннадцатимесячный ребенок, больная мама и полное отсутствие денег. Привели ее к участковому, тот направил в кризисный центр. Она пришла с малышом, который был болен. Собрали денег, определили ребенка в больницу, лекарствами и вещами помогли. Выяснилось, что девушка сбежала из Таласской области. Муж избивал, сил терпеть попросту не было», – рассказывает Айнура Мамырбаева, главный специалист МТУ.

Два месяца Айгерим, прекрасно знающая английский язык, жила в спокойствии. В мае за беглянкой и внуком в столицу нагрянула свекровь. Несколько недель вестей не было, после мама Айгерим услышала в трубке голос дочери. Девушка плакала, говорила, что не хочет жить, даже ребенок, мол, не нужен. Выяснилось, что спустя непродолжительное после возвращения время муж избил супругу палкой. Айгерим удалось сбежать к родственнице, оттуда она и позвонила домой.

«Мать сразу сообщила о случившемся в кризисный центр. Айгерим и малыша нужно было забирать, собрали деньги на дорогу. Боялись, что ребенка не отдадут, подключили кризисный центр в Таласе. Специалисты собрали представителей айыл окмоту, отдел по поддержке семьи и детей, участкового, сотрудников ИДН… Полтора часа у свекрови ребенка забирали» – вспоминает Толкун Тюлекова, исполнительный директор Ассоциации кризисных центров.

В тот же день мать и дочь написали заявление в милицию. Вот только время было потеряно, синяки с тела Айгерим сошли. Дознаватель, конечно, опросил соседей, свекровь, мужа… Но никто «ничего не видел». Дело закрыли.

«Малышу вновь требовалось лечение. Все тело ребенка было покрыто герпесом, даже на ножках не стоял. Сразу видно, что та семья о нем не заботилась. Какое же тогда отношение к самой девушке было?» – задается вопросом Тюлекова.

Сейчас, благодаря поддержке КПНС, жизнь Айгерим кардинально изменилась. Адвокат помогает ей получить развод и алименты, справиться с душевной болью помог психолог. Девушку взяла на работу и обучила предпринимательница, теперь она зарабатывает сама.

«Все телефоны она поменяла, а если нагрянут родственники мужа, разговор будет проходить в присутствии милиции. Она целеустремленная, учиться хочет. Тогда была «мышкой», голову опускала. Сейчас это совсем другая девушка, уверенная в себе. Хочет сына в садик определить, ей помогли встать в очередь. За малышом пока бабушка присматривает. Она очень любит ребенка. И он расцвел, стал контактным, веселым» – улыбается Тюлекова.

Помешали «счастью»

А в жилмассиве «Ак Жар» от сомнительного замужества девочку удалось спасти. 15-летнюю Мээрим (имя изменено) отдать в семейную жизнь хотели родители. И с мужем уже определились – им должен был стать 23-летний житель одного из сел Чуйской области. В доме Мээрим накрыли столы, шла беседа со сватами. Вот только «торжественный» вечер закончился в РОВД.

«Члены КПНС выявили семью, в которой родители хотели выдать замуж 15-летнюю девочку. В день сватовства они позвонили в Ассоциацию кризисных центров, оттуда сделали звонок на детский телефон доверия и в милицию. На место выехала следственно-оперативная группа. Родственников жениха и невесты забрали в РОВД, туда же поехали члены комитета. Милиция должна была возбудить уголовное дело, однако родители стали лукавить и говорить о том, что в доме вовсе не сваты были, а просто гости. Они уже знали, что ранние браки противоречат закону, мы проводили разъяснительную работу. Матери Мээрим такое завершение пришлось не по душе. Она начала вести среди населения информационную работу, направленную против КПНС. При каждом случае спрашивала, почему закон стал работать именно на ее дочери – мол, девочку замуж выдать не дали. Доходило до того, что женщина говорила: «Не нужны нам комитеты такие!» – вспоминает член КПНС Гулбубу Дондоева.

Комитет принял решение организовать в жилмассиве информационную площадку. Собрали население, пригласили прокурора, представителя МВД, начальника ИДН, участкового, имама…

«Там мы обсудили последствия ранних браков, ответственность родителей. Представитель соцразвития напомнил, что, если бы Мээрим забеременела в этом возрасте, врачи бы сообщили в милицию. Прокурор подчеркнул, что сокрытие преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, карается законом. Люди согласились с услышанным, благодарили. После той встречи и мать девочки изменилась. Согласилась, что рано Мээрим замуж. Девочку в школу устроили. Дело в том, что в новостройках живут, в основном, внутренние трудовые мигранты. Там нет ФАПа, детского сада, школы… Население не проинформировано о законах. Нужно ситуацию исправлять, чем мы и занимаемся» – резюмировала Дондоева.

Историй, подобных случаям Айгерим и Мээрим, в стране тысячи. Сотням девушек КПНС уже помогли. Активисты отмечают, что говорить с ними женщинам проще: в милицию идти многие боятся, а здесь помощь комплексная. Пережившие семейное насилие кыргызстанки меняются на глазах: разводятся с мучителями, с помощью адвокатов отстаивают свои права в судах, забирают детей, поступают в колледжи и находят работу, расправляют плечи. На данный момент в стране работает 27 комитетов. Двери их открыты для каждой.

https://www.mk.kg/social/2019/10/25/razbit-kapkan-nasiliya-kak-kyrgyzstankam-pomogayut-pristrunit-tiranov.html

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*