О Человеке… О возможностях…О профессии для всех

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

“Я понял, что настал тот самый момент, когда я либо меняю что-то в своей жизни, либо просто плыву по течению. Я ничего не стал рассказывать родителям, просто купил билет и поехал в Бишкек, чтобы стать программистом.“

Данил Кыргызбаев, начинающий программист, который после несчастного случая (ампутация ноги в результате аварии) нашел в себе силы взять судьбу в свои руки и выучиться новой профессии, профессии программиста.

История Данила является достойным примером человеческой силы духа, которая вдохновила команду проекта создать курс обучения программированию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ).

Век цифровых технологий предоставляет огромные возможности для обучения и работы в любом месте и в любое время. С каждым годом появляется все большее количество профессий, в то время как многие уже существующие специальности преобразуются в электронный формат. Цифровизация не только упрощает многие бизнес-процессы, но и дает возможность увидеть и познать то, что ранее было невозможно. Недавние исследования показывают, что в развитых странах 90% профессий требуют определенного уровня цифровых навыков[1]. Кыргызская ассоциация разработчиков программного обеспечение и услуг уже в течение многих лет обращает внимание на острый недостаток кадров в секторе ИКТ, более того, согласно их прогнозам наличие 50 000 ИТ-специалистов к 2030 году может привлечь около 4 млрд. долларов США, что в два раза превышает республиканский бюджет[2].  Обращая внимание на программирование и, опираясь на интернет источники, очевидно, что программирование — это самая востребованная профессия в мире на сегодня, обучиться которой достаточно сложно, но возможно, имея в первую очередь сильное желание, упорный труд и поддержку опытного преподавателя или ментора. Мы задались вопросом, может ли здоровье служить существенной преградой на пути к достойному образованию, если есть мотивация и возможность получить профессию в течение 5 месяцев? Равные возможности для всех — это и есть девиз курса по программированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаясь к статистике, а именно по данным Всемирной Организации Здравоохранения, более 1 миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности. От 110 до 190 миллионов взрослых людей имеют значительные трудности в функционировании. Что касается Кыргызской Республики, то количество ЛОВЗ составляет более 186 000 человек.

В марте 2019 года Президент КР Сооронбай Жээнбеков подписал закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Ратифицировав данное международное соглашение, страна обязуется обеспечить участие ЛОВЗ в социальной, экономической, политической и культурной сферах, создать для них равные с остальными гражданами условия. Для реализации прав ЛОВЗ и имплементации всех пунктов Конвенции необходимы совместные усилия государства, частного сектора и гражданского сообщества.

До того, как идея приобрела более реалистичные и четкие формы, специалисты Программы GIZ “Содействие занятости и профессиональному обучению” провели многочисленные встречи и консультации с местными и международными экспертами в области ИТ,  исследователями, преподавателями, коммерческими провайдерами курсов по программированию и государственными ведомствами, с НПО, защищающих интересы ЛОВЗ, самими ЛОВЗ, ассоциациями работодателей, потенциальными работодателями, была собрана статистика по стране, проанализированы статьи и опыт других стран по проведению подобных курсов и много другой аналитической работы было проделано. После этого идея проекта была представлена государственным органам, а именно Министерству труда и социального развития и его региональным подразделениям, Министерству образования и науки, региональным ВУЗам, представителям НПО и частного сектора, как заказчикам квалифицированных кадров.

До презентации идеи было решено провести игру, которая раскрыла бы необходимость разных мер для вовлечения ЛОВЗ в сообщество. Гульмира Казакунова, руководитель Союза людей с ограниченными возможностями здоровья «Равенство», в формате игры показала существенную разницу в жизни двух людей: здорового человека, а также человека c ограниченными возможностями здоровья. Смысл игры заключался в осознании того, что, навязанные обществом стереотипы о неспособности ЛОВЗ самостоятельно существовать, о сугубо медицинском подходе в решении проблем ЛОВЗ, существенно изолируют людей с особыми потребностями здоровья от социума и подавляют их желание жить наряду со здоровыми людьми.

На стартовой встрече 27.06.2019 состоялось обсуждение концепции проекта, вклад сторон и дальнейшее взаимодействие. Концепция проекта заключается в обучении ЛОВЗ основам программирования, где обучающий процесс проводится высшими учебными заведениями в столице и областных центрах, курс оплачивается из средств, предназначенных для обучения/переобучения безработных граждан.  Большая часть обучающего курса будет проходить удаленно, т.к. программа курса со всеми обучающими материалами будет установлена на платформе Moodle, доступ к которой будут иметь провайдеры обучения, т.е. ВУЗы-партнеры.

Отрадно было наблюдать готовность и вовлеченность НПО в организацию процесса по сбору данных потенциальных участников курса. В рамках рабочей группы НПО, были определены способы распространения информации о курсе, поддержка в опросе желающих и непосредственная поддержка преподавателей особенностям преподавания ЛОВЗ. Участники задавались одним самым важным вопросом: с чего начать? Где и как набрать людей на курс? Ранее для обучения на курсе по программированию предлагались две пилотные группы ЛОВЗ: это слабослышащие, а также люди с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Представители ВУЗов и частного сектора обсуждали содержание курса, вопросы размещения курса на сервере МОиН, ожидания потенциальных работодателей, вклад работодателей в повышение качества курсов, возможности прохождения стажировки и многое другое. Необходимо было понять в каком направлении двигаться, какие темы в сфере программирования является возможным охватить в течение 5 месяцев, а какие необходимо оставить на самообучение. Не менее важным оставалось оценить потенциалы региональных провайдеров обучения, университетов, а также их инфраструктурные возможности для проведения курса. Т.к. целевая группа особенная, требуется особый подход не только к адаптации материала, к примеру запись видео-уроков, менторство, но и возможность проведения курса на территории университетов: наличие пандусов, оснащение туалетных комнат и расположение компьютерных лабораторий на первом этаже.

Государственный сектор искал пути финансирования и регистрации пятимесячных курсов, так как 5 месяцев — это именно тот период, в течение которого, Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики может финансировать обучение в рамках программ обучения/переобучения безработных граждан. Более того, включение данных курсов обучения программированию в список курсов, по которым могут обучаться безработные граждане, придает курсу устойчивый характер, т.е. не только одна группа ЛОВЗ может пройти обучение, но и в последующем курсы будут доступны для других желающих обучаться.

Адаптацией содержания курса занимаются привлеченные эксперты GIZ, специалисты в области программирования, практикующие программисты и преподаватели. Запуск курса во всех пилотных регионах планируется на октябрь 2019 г. Перед началом обучения соответствующие преподаватели региональных ВУЗов пройдут интенсивные курсы повышения квалификации. Целями обучающих семинаров для преподавателей, во-первых, освоить курс, во-вторых, обучиться навыкам работы с людьми с особыми потребностями здоровья. Региональные НПО готовы предоставить такого рода тренинги для преподавателей ВУЗов и обсудить другие возможные нюансы.

Впереди еще много работы, но на стартовой встрече партнеры взяли на себя коллективную ответственность за реализацию проекта по обучению ЛОВЗ программированию. Такое объединение государства, частного сектора и НПО для создания больших возможностей участникам курсов не только обещает привлечение финансового капитала в будущем, но и свидетельствует о наличии социального капитала, которое не менее важно для благополучия и развития страны и человека.

[1] Digital Skills for Life and Work, September 2017,  http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf

[2] ИТ-рынок и рынок ИТ-образовательных услуг Кыргызстана

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*