«С семейным насилием нужно бороться как с терроризмом»

Государства Центральной Азии призывают к искоренению гендерного насилия в отношении женщин и девочек.

Такой призыв был озвучен во время двухдневной конференции «От политических решений к действиям. Ликвидация гендерного насилия в отношении женщин и девочек в Центральной Азии».

Согласно исследованиям, в мире каждая третья женщина подвергается насилию со стороны близких. Несмотря на то, что в Центральной Азии приняты законы, вопрос с насилием остается открытым. Ранее Ассоциация кризисных центров со ссылкой на собственное исследование сообщала, что в Кыргызстане каждая вторая женщина кроме насилия со стороны супруга, испытывает экономическое или психическое давление. Однако не все женщины, которые подверглись насилию, обращаются в правоохранительные органы.

В таких условиях необходимо создать общественное мнение в форме осуждения данного явления, усилить меры и объединить усилия, сказала экс-президент Роза Отунбаева.

По ее словам, в этом направлении необходимо использовать опыт экспертов, кроме того, вместе с причинами необходимо изучать последствия насилия и находить пути решения вопроса:

– Это касается не только женщин. Насилие в обществе начинается дома. Ребенок, который видит, что отец каждый день бьет мать, потом ведь начинает делать так же. Поэтому в обществе и растет уровень агрессии. Другими словами, это такой вирус, заразная болезнь, я думаю.

Мы должны начать решение проблемы с каждой семьи. В Кыргызстане хотя бы в одном из 50 учебных заведений должна быть кафедра гендерного развития. Там должны проводиться исследования, изучаться данные. Если мы не будем так работать, то все останется, как есть. Вот тогда появится закономерность.

Отунбаева отметила, что последствия домашнего насилия тяжелые, но их экономическая цена очень высока. По ее словам, необходимо переходить от политики к делу, правительству нужна смелость для того, чтобы проблему сделать приоритетной.

Вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова отметила, что гендерное насилие – явление, не имеющее национальных границ, которому могут подвергаться люди независимо от пола, возраста, места проживания, образования, имущественного положения, социального статуса и иных социально-демографических различий.

По ее словам, в результате реформирования Уголовно-процессуального кодекса с 1 января 2019 года ответственность за домашнее насилие переходит из административной категории в уголовную.

Посол Великобритании в Кыргызстане Робин Орд-Смит отметил, что семейное насилие существует не только в Кыргызстане, но и в развитых странах, поэтому с насилием нужно бороться как с терроризмом:

– Семейное насилие является проблемой не только Кыргызстана, но и всего мира. Это такая же проблема, как терроризм. Поэтому в целях сокращения семейного насилия нужно вести последовательную и непрерывную работу. Недостаточно просто принимать законы, нужно реализовать их. По отчету британской полиции, насилию подвергаются 10 процентов женщин. Это высокий показатель.

В ходе обсуждений на мероприятии поднимался и вопрос погибшей Бурулай Турдаалы кызы. Несмотря на то, что внимание властей обращено к этой проблеме, ала качуу до сих пор имеет место в обществе. По статистическим данным, в среднем 20 процентов браков совершается против воли девушки или на основании ее похищения.

Туркменистан является самой закрытой страной в Центральной Азии, где мало говорят о правах человека. Представитель Ассоциации женщин Туркменистана Бахар Сардарова рассказывает, что в стране нет проблемы ала-качуу. По ее словам, большую роль играет старшее поколение, которое старается решить заранее и не доводить вопрос насилия до суда.

– Ала качуу у нас нет, а если случай будет, то мужчину посадят. Родители никогда не давят на девушку по поводу замужества. Если мы скажем, что других видов насилия у нас нет, это будет лукавством. Законодательством наши женщины защищены от всех видов насилия. Как и в других странах Центральной Азии такие случаи не выносят на общественный суд, но у нас сильно влияние старшего поколения. В таких случаях они принимают решение, не доводя до суда.

Руководитель общественной ассоциации женщин-юристов Хамида Каноаботметила, что в Таджикистане остро стоит вопрос ранних браков:

– Мы очень удивлены, услышав, что в 21-м веке существует проблема похищения в целях вступления в брак. Слышали, что такое есть в Дагестане и Чечне, но в нынешнее время это нонсенс. Девочки имеют право выбирать себе любимого, супруга. Мы не должны допускать этого. У нас нет проблемы с похищением, но существует проблема ранних браков. Мы боремся с этим.

У нас хорошо работает медиация. Если обращаются по вопросам разводов, раздела имущества и другим, то 40 процентов случаев из 100 решается таким путем. Также актуальна проблема того, что невестки дома обслуживают не только мужа, но и всю семью. Об этом нужно говорить с детства. Мальчики очень любят своих мам. Мы должны пояснять, что девочки – это будущие мамы.

По статистическим данным, в Кыргызстане проживает 3 млн 155 тысяч женщин, они составляют половину населения. 25% женщин, состоящих в браке (то есть каждая четвертая), в возрасте 15-49 лет испытали либо физическое, либо сексуальное насилие.

В среднем 20% браков сопровождаются принуждением вследствие похищения женщин с целью вступления в брак. 7% женщин подверглись физическому насилию во время беременности, около 12% женщин выходят замуж до установленного законом брачного возраста – 18 лет.

Только в 2017 году был выявлен 151 факт сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Перевод с кыргызского. Оригинал материала здесь.

Канымгул Элкеева
Ноябрь 08, 2018

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*