Резолюция Международная научно-практическая конференция: «Создание институциональных механизмов социальной интеграции людей с инвалидностью»

Дата: 3-5 октября  201 г.

Место проведения: Кыргызская Республика, Иссык-Куль,  Отель «Ак-Марал»

Мы, участники Международной научно-практической конференция: «Создание институциональных механизмов социальной интеграции людей с инвалидностью» (Конференция) из Кыргызстана, России, Молдовы, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана собрались вместе с целью обмена информацией по вопросам интеграции  лиц с инвалидностью в общество, обмена опытом по созданию равных возможностей для всех членов общества в каждой стране.

Главной целью Конференции является Расширение социальной интеграции людей с инвалидностью с учетом норм Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ). Для достижения поставленной цели Конференции определены следующие задачи:

  1. Развитие предоставления качественных образовательных, медицинских и правовых услуг ЛОВЗ;
  2. Создание доступной среды для лиц с инвалидностью: доступ к зданиям и сооружениям, транспорту и информации;
  3. Укрепление социальной защиты лиц с инвалидностью.

На пленарной сессии представлена информация: Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью: Кыргызская Республика на пути к ратификации КПИ; Социальная защита населения в Таджикистане: механизмы, структура, цели и задачи; «Негативные стереотипы в отношении женщин и мужчин с инвалидностью. Результаты социологического исследования, проведенного в городах Бишкек и Ош, Чуйской и Ошской областях.

Предоставляемая социальная защита населению в Кыргызстане и Таджикистане в общем то аналогичная, имеется достаточное количество нормативных правовых актов в сфере защиты прав и интересов лиц с инвалидностью. Учитывая, что Кыргызской Республикой еще в 2011 году подписана Конвенция ООН о правах инвалидов и за этот период Правительством КР: принят и реализован Комплекс мер по улучшению качество жизни ЛОВЗ; дважды на заседании рассматривались вопросы исполнения Закона КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2014г.) и продвижение ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов (2018г.); в сентябре 2018 года принято постановление о проекте Закона КР о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

Результатом совместной работы представителей государственных органов, международных и неправительственных организаций Республики Таджикистан явилось подписание Конвенции ООН о правах инвалидов в марте 2018 года. В настоящее время в Таджикистане проводится работа по приведению национальной законодательной базы в сфере инвалидности в соответствие с нормами КПИ.

Количество лиц с инвалидностью в Таджикистане и Кыргызстане, так же в некоторых странах бывшего союза, не превышает 3% от общего количества населения страны. Учет лиц с инвалидностью проводится только на основании представляемых социальных выплат, материальной поддержки, что свидетельствует о большой ошибке исключения, так как остается не учтенными лица не имеющих доступа к социальной помощи, не обратившиеся в учреждения здравоохранения, медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) и др.

Исследование «Негативные стереотипы в отношении женщин и мужчин с инвалидностью» проводилось в мае-июне 2018 год В Кыргызстане. Полученные результаты свидетельствуют, что сложившиеся стереотипы не дают возможности людям с инвалидностью быть равными, развивать свой потенциал, достигать успехов и быть счастливыми.

Секция 1. Равные права и равные возможности: Развитие предоставления качественных образовательных, медицинских и правовых услуг ЛОВЗ 

Казахстан ратифицировал Конвенция ООН о правах инвалидов в 2015 году. Надо отметить, что в стране действуют более 40 советников из числа лиц с инвалидностью у министров, акиматов области, района, городов. Все вопросы, касающиеся инвалидности должны проходит экспертизу у данного советника. Но из-за отсутствия механизма деятельности советников особого результата пока не ощущается.

Также, в Казахстане действуют Координационные советы в области прав инвалидов, что является сильным инструментом по продвижению вопросов инвалидности.

В Молдавии действует специальный закон о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, где особо отмечены медицинские и социальные реабилитации лиц с инвалидностью. Однако проведенный опрос в 2017 году показал, что 2/3 части опрощенных людей с инвалидностью имеют доступ к медицинским услугам, в тоже время 80% респондентов указали, что не имеют доступа к услугам восстановления и реабилитации, 60% опрощенных указали на отсутствия доступа к компенсированным лекарствам.

В последние годы в Узбекистане уделяется внимание вопросу инвалидности, Президент страны принял указ о продвижении ратификации Конвенции о правах инвалидов, тем самым появилась возможность имплементации норм КПИ в национальные законодательные акты. Существующий реестр лиц с инвалидностью в республике ориентирован на предоставление материальной помощи, но в реестре не фиксируется категории инвалидности и возможности самих лиц с инвалидностью. В Узбекистане на низком уровне поставлена информационно-разъяснительная работа для лиц с инвалидностью.

Научно-практическое исследование «Социальная интеграция и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» сделано специально для данной Конференции.  Презентация «Существующие проблемы по доступу лиц с инвалидностью к основным видам социальных услуг» подготовленная на основании полученных результатов этого исследования вызвала у участников Конференции активную дискуссию. Отчет об исследовании представлен всем участникам Конференции.

Результаты работы в группах Секции 1.  

Доступ к образовательным услугам.

Рабочей группой определены следующие проблемы, касающихся всех стран-участников: Несовершенство нормативно-правовой базы; Отсутствие доступной физической среды к образовательным учреждениям; Нехватка финансирования; Низкий потенциал специалистов и не обеспеченность кадрами; Недостаточное оснащение современными техническими средствами; Низкая информированность общества об инвалидности, недостаточно освещается в СМИ положительный образ человека с инвалидностью; Отсутствие тьютеров; Отсутствие службы сопровождения учащихся; недостаточно альтернативных форм обучения; Существующие негативные стереотипы по отношению к людям с инвалидностью; Отсутствие комплексного подхода в решении проблем образования; Отсутствие взаимосвязанных межведомственных механизмов по вопросам доступа к образованию; Нехватка дошкольных учреждений; отсутствие службы раннего вмешательства и развития и др.

 

Доступ к медицинским услугам

Рабочая группа определила следующие проблемы, касающихся всех стран-участников: Лица с инвалидностью имеют специфичные барьеры при посещении медицинских зданий; Несовершенство государственной статистики; Отсутствие транспарантной и всеохватывающей информации; Недостаточность доступного оборудования для обследования, лечения и медицинской реабилитации (для ФЛГ, для гинекологического обследования, мамографии, робототехника, локоматы); несовершенство реализации репродуктивных прав; Несовершенство информированности лиц с инвалидностью

Доступ к правовым услугам

В странах-участников существуют ниже следующие проблемы: Несоответствие национальных НПА нормам КПИ; У специалистов по предоставлению правовых услуг отсутствует навыков работы с людьми с инвалидностью, включая адвокатов, судей; Отсутствие статистики по предоставляемым услугам (бесплатных) лицам с инвалидностью; Не закреплены права недееспособных взрослых лиц с инвалидностью; Отсутствие юристов, квалифицированных по работе лицами с инвалидностью, сейчас работают юристы только общего профиля; Слабо развита система Pro bono (юристам и юристам оплачивают сама организация, юристы оказывают бесплатную юридическую помощь).

 

Секция 2. Доступ к инфраструктуре: Создание доступной среды для лиц с инвалидностью: доступ к зданиям и сооружениям, транспорту и информации  

Российская Федерация 2012 году ратифицировала КПИ и для формирования доступной среды были внесены изменения и дополнения в нормативную основу и приняты ряд новых нормативных актов. Для реализации принятых программ предусматриваются финансовые средства, в случаи не исполнения или не качественного исполнения  прописанных мер в законодательстве исполнители привлекаются к ответственности. Принципиальные подходы к формированию доступной среды для лиц с инвалидностью с учетом ст. 2 Конвенция ООН о правах инвалидов имеет: Универсальный дизайн — дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный их сделать в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей; Разумное приспособление — внесение нужно сделать в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем

Таджикистан имеет в наследство такие условия доступа к инфраструктуре, как и другие страны бывшего союза. В законодательной базе не везде имелись нормы обеспечивающие доступность лиц с инвалидностью к зданиям и сооружениям. В градостроительные нормативы вносились изменения с учетом, того что 93% территории Таджикистана составляют годы, но принятие новых норм не привели к положительным результатом.

Молдова ратифицировала КПИ в 2010 году. Законодательно Государство гарантирует доступ людей с инвалидностью к информации, но реализация этих норм не считается приоритетным в госполитике.

Основные барьеры по доступу ЛОВЗ к транспорту, социальным объектам, информации  определены на основании полученных результатов социологического исследования «Социальная интеграция и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Цель исследования – оценка степени доступности социальной среды для ЛОВЗ. Задачи: (1) Определить уровень и удовлетворенность доступа к зданиям и сооружениям ЛОВЗ, выявление оснащенности объектов специальными устройствами для доступа к ним ЛОВЗ, также включающая мнения экспертов; (2) Определить уровень и удовлетворенность доступа к транспорту и существующие препятствия для ЛОВЗ, а также включающие мнения экспертов; (3) Определить уровень и удовлетворенность информацией ЛОВЗ, где необходимо выявить источники получаемой информации, ее необходимость, отразить степень полноты и доступности о правах и льготах, включающая мнения экспертов.

Результаты работы в группах Секции 2.

Доступ к транспорту

Рабочей группой определены следующие проблемы: Автотранспортные предприятия находятся в частной собственности; Недостаточная НПА по стимулированию владельцев автотранспортных компаний вне зависимости от форм собственности по обеспечению доступным транспортом; Воздушный транспорт — нехватка технического оборудования (амбулифт, межрядные коляски, автобусы, микроавтобусы с подъемником); Наземный транспорт — недостаток адаптированного общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, инватакси и др.); Железно-дорожные вокзалы — нехватка доступных вокзалов (пандусы, санузлы, тактильные дорожки, высокие кассы); Автовокзалы — недоступные для лиц с инвалидностью; Недостаточно парковочных мест для авто владельцы которого имеют инвалидность;  Низкая культура общения  и толерантность в обслуживании пассажиров с инвалидностью; Имеются случаи дискриминационной  практики по перевозкам пассажиров с инвалидностью; Автошколы для водителей с инвалидностью не имеют спецмашин и их недоступные здания.

 

Доступ к зданиям и сооружениям 

Предложенные пути решения существующих проблем: Ратификация КПИ с планом осуществления деятельности по доступности; Усилить контроль за соблюдением  норм СНИП; Создание надзорного органа в состав, которого входят представители ОО; Создание независимой межотраслевой мониторинговой группы (представители прокуратуры, экотехинспекции, НКО); Стимулирование организаций, которые за счёт собственных средств обеспечивают доступность (налоговые послабления); Определить периодичность рассмотрения данного вопроса на Координационном совете при Правительстве КР; Включить в Общественный Совет при архитектуре КР лиц с ОВЗ; Приказом директора Госархстроя КР создать срочную мониторинговую группу по оценке текущей ситуации по обеспечению доступности; Включить медиа-пропаганду, предусмотреть нормы эфирного времени для социальных роликов по проблемам лиц с инвалидностью  на государственных телеканалах.

 

Доступ к информации

Предложения рабочей группы: Создание единого Интернет-ресурса (карта доступности, привлечение крупных ведущих Интернет-ресурсов); Изменение нормативно-правовой базы; Внесение изменений в закон о работе профильных министерств – обязать на законодательном уровне все органы и учреждения информировать лиц с инвалидностью  с учетом потребностей – адаптация Интернет-ресурсов для слабовидящих, для лиц с ментальными нарушениями (ясный язык), мнемосхемы, пиктограммы, Fm-петля и другое

СМИ; Включение в ТВ передачи сурдоперевода, титров; Печатная продукция — перевод на шрифт Брайля, крупный шрифт; Радио – использование ресурсов в отдаленных регионах для распространения; Социальная реклама «Адекватное отношение к лицам с инвалидностью»; Квота на показ сюжетов о лиц с инвалидностью; Конкурсы и мероприятия по привитию адекватному имиджу, используя все СМИ; Обучающие тренинги для представителей СМИ, студентов-журналистов; Информация о профилактике инвалидности, планирование семьи, здоровый образ жизни; Информация о сексуальных и репродуктивных правах на здоровье для ЛОВЗ; Развивать систему подготовку узких специалистов(сурдопереводчики, тифлопереводчики, тифлосурдопереводчики, тьюторы, изи ту рид);  Паспортизация учреждений о доступности для лиц с инвалиидностью с различными формами инвалидности и размещение информации в открытом доступе(сайт).

 

Секция 3. Укрепление социальной защиты лиц с инвалидностью: рассмотрение возможности введения  персонального помощника, дополнительных выплат и ухода за лицами с инвалидностью

Часто лица с инвалидностью изолированы в учреждениях интернатского типа, закрытых домах, эти граждане зачастую лишены возможности общаться с другими людьми, и тем самым отсутствуют условия для реализации их прав и потребностей. Введение персонального помощника играет важную роль в поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов. С января 2013 в Республике Молдова действует социальная служба «Персональный ассистент», которая создана при Главном управлении социальной защиты и предназначена для обеспечения улучшения качества жизни инвалидов, а именно лиц с тяжелыми формами ограничений возможностей. В настоящее время в Кишиневе работают 480 персональных ассистентов, которые ухаживают за людьми с тяжелыми формами инвалидности и в июне 2018 г. Муниципальный Совет одобрил расширение службы «Персональный ассистент» еще на 300 человек.

В России в настоящее время более 12 млн. человек являются инвалидами по сравнению с прошлым 2017 годом их количество уменьшилось. В Москве на новых станциях метро доступность полностью обеспечена. Центр обеспечения мобильности пассажира занимается оказанием помощи гражданам с ограничением здоровья. В Москве 90% наземного транспорта имеют доступ лиц с инвалидностью. У родителей,  имеющих детей с инвалидностью есть выбор инклюзивного образования. Несмотря на то, что созданы условия трудоустройства, часто самих лиц с инвалидностью трудно привлечь к постоянному трудоустройству, так как им предоставляются различные формы поддержки и работа не является приоритетом.

Существующие проблемы: Россия имеет большую территорию и в регионах не всегда лицам с инвалидностью оказываются услуги как в Москве; 20% людей рождаются с инвалидностью и 80% лиц с инвалидностью приобретают инвалидность в течение жизни; только 5% от их общего количества составляют лица с инвалидностью на колясках и для этой категории делается больше всего, а другая категория остается как бы без внимания.  40% составляют инвалиды с ментальным нарушением и для делается очень мало; В России много мигрантов, которые не знают русского языка, но имеют инвалидность; Ипотечное кредитование не учитывает пенсию как доход, в том числе пенсию по инвалидности; Страховые компании не страхуют жизнь лиц с инвалидностью.

По дополнительным выплатам, персональному помощнику для лиц с инвалидностью в качестве примера экспертами представлена информация в Швеции и Латвии. В Швеции в 90-е годы ликвидированы все государственные учреждения для детей с инвалидностью, дети с инвалидностью устроены в социальные семьи и этим семьям предоставляется всяческая поддержка со стороны государства. Все услуги предоставляются бесплатно.

В Латвии 18000 людей  инвалидностью нуждаются в персональном помощнике. Для получения помощь персонального ассистента родители или сами лица с инвалидностью обращаются с заявлением в социальные службы. Помощь оказывается только в приделах Латвии, за приделами страны персональный помощник не сопровождает.

 

Дополнительные выплаты

Риски введения дополнительных выплат лицам с инвалидностью: При выделении дополнительных денежных средств из бюджета возникает риск возникновения коррупциогенной составляющей, у родителей ребенка с инвалидностью уменьшится мотивация для социализации ребенка; Нет прозрачности в механизмах выделения денежных средств из бюджета; При выделении дополнительных выплат административные расходы выше самих выплат; Вместо развития услуг выделяются незначительные денежные суммы, что не решает проблемы ребенка с инвалидностью; Компенсация транспортных расходов не мотивирует государство создавать доступный транспорт; Отсутствуют критерии для предоставления компенсационных выплат

 

Персональный помощник

Основные направления Механизма введения персонального помощника: Необходимо изменить определение «персонального ассистента» в Положении; Ввести оплату труда персонального ассистента; Разработать критерии определения целевой группы Внести дополнения в Положение о правах бенефициара; Разработать программу подготовки персонального ассистента, в зависимости от формы оказываемой услуги

 

Уход за ЛОВЗ

Уход – в отличие от персонального помощника подразумевает длительность и широту предоставляемых услуг (комплекс услуг, социальные услуги, реабилитационные мероприятия, медицинское обслуживание).

Понятие «уход», «Персональный помощник» во многом схожи

Закон о социальном обслуживании и в Законе о правах и гарантиях лиц с ОВЗ указано, что социальные услуги оказываются только одиноко проживающим лицам. Действует заявительный принцип.

 

Мы считаем, что для достижения поставленных целей Конференции Расширение социальной интеграции людей с инвалидностью с учетом норм Конвенции ООН о правах инвалидов необходимы следующие практические меры:

Рекомендации:

  1. В странах, которые находятся на пути к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов рекомендуется:

— провести анализ национальной законодательной базы на предмет соответствие КПИ;

— в целях минимизации ошибок в процессе имплементации КПИ предлагается изучить опыт стран, имеющих положительные результаты в данном направлении.

  1. Необходимо работать над искоренением стереотипов, которые наносят ущерб не только людям с инвалидностью, но и государству, поскольку не позволяют людям с инвалидностью вливаться в общественную жизнь, получать качественное образование, быть независимыми, свободными гражданами, работающими на благо страны.
  2. Для предоставления комплексных услуг лицам с инвалидностью необходимо создание базы данных с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
  3. Введение Координационного совета по вопросам инвалидности и советников из числа людей с инвалидностью для должностей на всех уровнях государственной власти может стать основным инструментом в решении проблем касающихся инвалидности.
  4. Как отметили участники Конференции, многие проблемы у лиц с инвалидностью часто возникают из-за не информированности о своих правах. Следовательно, необходимо уделить должное внимание информационно-разъяснительной работе для лиц с инвалидностью с применением современных технологий.
  5. Научно-практическое исследование «Социальная интеграция и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» проведено в Кыргызстане, но полученные результаты применительно и для других стран.
  6. Результаты наработок в рабочих группах рекомендуется представить всем участникам.
  7. Организация доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности как здравоохранение, социальная защита, образование, физической культуры и спорта, культуры и др. предлагается в трех направлениях — физическая доступность, информационная доступность, организация предоставления услуг.
  8. На примере России, основы для формирования доступной среды это обеспечение доступа инвалидов к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида, предоставление услуг в дистанционном режиме
  9. Сделать анализ действующих строительных норм и правил с целью внесения в них изменений и дополнений
  10. Усилить работу по участию представителей органов социальной защиты и общественных организаций лиц с инвалидностью в государственной приемочной комиссии по вводу в эксплуатацию жилых, общественных, производственных зданий и сооружений
  11. Учитывая, что строительные компании в большинстве случаев являются частными организациями и бизнесмены считают, что созданием условий доступа мобильных групп к инфраструктуре обязанность государства, предлагается:

— разработать рекомендации о механизме соблюдения строительных норм и правил по доступности к зданиям и сооружениям;

— проводить правильную информационно-разъяснительную работу с частными строительными компаниями.

  1. Для создания условий доступа лиц с инвалидностью к информации возникает необходимо проводить постоянный контроль за исполнением государственными органами, организациями, учреждениями, нормы предусмотренные законодательством.
  2. Введение услуги персонального помощника или ассистента для людей с инвалидностью позволяет улучшить качество жизни лиц с тяжелыми формами ограничений возможностей.
  3. Защита родителей ухаживающих за детьми с инвалидностью является исключительно важным, так как родители, ухаживающие за детьми с инвалидностью, испытывают несоизмеримо большую нагрузку и вынуждены уделять львиную долю времени уходу за своими детьми, страдающими тем или иным заболеванием, а многие еще и заниматься трудовой деятельностью
  4. При разработке национальных программ по улучшению качества жизни лиц с инвалидностью необходимо уделять внимание всем категориям инвалидности,  в том числе с ментальными нарушениями.

08.10.2018

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*