В Кыргызстане внедряется инклюзивное образование

В Кыргызстане впервые разработали образовательные программы для внедрения инклюзивного образования. Программы должно утвердить министерство и тогда их начнут внедрять в школах

Инклюзивное образование основывается на идее равенства прав и возможностей. Каждый человек, не смотря на свои особенности, имеет право жить и быть полноценным членом общества, общаться и выражать свое мнение, чувство.Но насколько это было возможно в школах Кыргызстана, где по традиции советской школы дети с особенными нуждами обучались в спецшколах, замкнутых и отгороженных от всего мира. Можно ли было в таких условиях содержания, воспитания и обучения детей говорить о слиянии таких детей с реальностью, насколько они были близки к тому, чтобы при взрослой жизни продолжать жить в большом обществе?

 

Программы есть, ждут одобрения 

В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе в КР» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» были разработаны программы по предметам математика, кыргызский язык, русский язык, родиноведение, изобразительное искусство и ручной труд для обучения детей в условиях инклюзивного образования в начальных классах общеобразовательной школы.За этим последуют следующие шаги – подготовка материалов для создания учебников и методических пособий по обучению детей с применением индивидуального и дифференцированного подходов в общеобразовательной школе. До сих пор в стране не было системы преподавания с учетом обучения в классе детей с разными возможностями – педагоги ситуативно решали вопросы обучения детей с ограниченными возможностями, часто испытывали трудности в подаче материала, в работе с учащимися на уроке.

Эти программы уже одобрили на заседании учебно-методического объединения по общему образованию Кыргызской Академии Образования (КАО), которое прошло в феврале текущего года. Об этом сообщила один из разработчиков программ, специалист КАО по инклюзивному образованию Айгуль Абакирова. Теперь документ должно рассмотреть и утвердить министерство.«Программы написаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и имеют структуру, которая учитывает последовательность подачи материала, взаимосвязь с жизнью, учитывает межпредметные связи», – рассказала Айгуль Абакирова.

Как отметила, менеджер Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова, примерные программы по предметам начального общего образования содержат требования к результатам освоения предмета. Они приближенны к утвержденным программам по европейским куррикулумам.Примерные программы, разработанные специалистами КАО, стали основой для разработки моделей методических материалов по основным предметам начальной школы, работающей на идеях инклюзивного образования.

В Министерстве образования и науки Кыргызской Республики сообщили, что начиная с 2019-2020 годов планируется пилотный запуск программ инклюзивного образования. А в ближайший год в 11 школах пройдет апробация, в которой примут участие около 300 учеников и 65 учителей.

 

Программы есть – кадров нет

Однако внедрение инклюзивного образования осложняется проблемой нехватки профессиональных кадров.В ведущих вузах обучают специалистов по начальному образованию, но не готовят учителей, которые будут обучать детей соблюдая принцип индивидуального подхода, пояснила преподаватель кафедры Специальной педагогики и психокоррекции, член рабочей группы по разработке программ Замира Джапарова.

«Сколько в Кыргызской Республике компетентных педагогов, которые бы владели методикой индивидуального подхода в обучении, никто не подсчитывал, Но их недостаточно. Поэтому сейчас становится важным повышение квалификации учителей, обучение педагогов инновационным технологиям и дидактическим приемам с учетом особенностей и способностей каждого учащегося класса», – отметила Замира Джапарова.

Начальник Управления школьного, дошкольного и внешкольного образования (УШДВО) в Министерстве образования и науки КР Марат Усеналиев отметил, что в массовых школах в Кыргызской Республике начали обучать детей с нарушениями в развитии еще в 90-е годы. С тех пор педагоги говорят о необходимости утвержденных программ и стандарта, учитывающих разноуровневость знаний учащихся в классе.

По данным Национального статистического комитета, в 2016-2017 учебном году в школах Кыргызской Республики обучалось около 12 тысяч школьников с различными нарушениями и проблемами здоровья.

25 Мая 2018

URL: http://www.bulak.kg/show/5370

1 Trackback / Pingback

  1. «Нет насилию и неравенству». С какими лозунгами вышли люди на мирный марш в честь 8 марта? — Доступ к правосудию

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*