Когда учитель неправ — мысли журналиста

Об отношениях между преподавателями и учениками бишкекских школ рассуждает корреспондент Sputnik Кыргызстан Светлана Федотова

В Сети появилось скандальное видео, как учительница срывается на школьнице и дает ей пощечину, требуя извинений за то, что та нецензурно обругала ее. Такие видео и истории не новость. Думаю, каждый, кто сидел на школьной скамье, имеет печальный опыт конфликта с педагогами или помнит о ссоре одноклассника с кем-нибудь из них.

Мой близкий родственник отдал системе образования 30 лет, поэтому я знаю достаточно историй, когда педагоги и школьники забывали о моральных ценностях и срывались друг на друге. К сожалению, такие конфликты стараются замалчивать. Проблемы учителей не особо волнуют руководство школ, а требовать хорошего настроения при мизерной зарплате директорам и завучам нет смысла. Поэтому, когда о конфликте становится известно, стараются прикрыть педагога и не упоминать его имя.

Она приказала ученице удалить косметику грязной тряпкой

Юля заканчивала школу. Это была громкая, красивая, немного ленивая девочка. Учиться на пятерки было для нее не самым важным в жизни. Утром она, как и многие девочки, много времени уделяла наведению “марафета”, чтобы в школе ловить восхищенные взгляды мальчиков.

Учительница по математике такой подход к жизни считала неприемлемым. Присутствие Юлии всегда раздражало педагога, впрочем, неприязнь была обоюдной. Одной не нравилось, что от нее требуют быть пай-девочкой и зубрить уроки, другую выводил из себя тот факт, что ее советы не дают эффекта.

С каждым уроком их ненависть друг к другу крепла. Однажды преподавательница пошла на крайние меры, желая доказать ученице, что есть только одна правильная точка зрения.

— Прежде чем зайти ко мне на урок, ты должна смыть косметику.

— Вам я ничего не должна, а то, как я выгляжу, на мой уровень знаний не влияет.

— Чтобы накрашенной ко мне на уроки на приходила.

— А если бы у меня не было денег и я бы ходила в рваных вещах, вы бы тоже так придирались к моему внешнему виду?

— Ты зайдешь на мой урок только с матерью и ненакрашенная.

В этот момент терпению учительницы с замашками генеральши пришел конец — она схватила тряпку, которой вытирают школьную доску, бросила ее ученице и потребовала “убрать” макияж. Все это происходило на глазах учеников.Учительница была непреклонна, в этот момент она ощущала себя победительницей. Ее главный враг был раздавлен. Школьница, сдерживая слезы, сказала, что преподаватель не имеет права так унижать, и выбежала. После этого инцидента она приняла решение бросить школу.

Это не первый и не последний случай, когда человек решил показать силу, унизив другого. Учительница, казалось, совсем не испытывала стыда за свой поступок. К слову, она всегда отличалась подобным поведением. Администрацию это не сильно интересовало, ведь в школе и так не хватало учителей. Через несколько лет по семейным обстоятельствам педагог уволилась.

Ученик заикался, учитель решила, что над ней издеваются

Айгуль Курмановна преподавала литературу в 5-11-х классах. Она работала в школе практически с самого ее основания — так долго, что ее перестало что-либо радовать, ни успехи учеников, ни зарплата, ни даже выходные не делали ее жизнь ярче. Недовольство копилось годами.

Бектур не был ленивым, но очень стеснялся своего заикания. Боясь показаться жалким и смешным, он предпочитал получить двойку, чем рассказать стихотворение Пушкина или доказать теорему Пифагора. Учительница не считала эту проблему серьезной. В очередной раз она вызвала его к доске. Парень не мог ответить ничего. Сначала он молчал.

— Ты так и будешь меня игнорировать?

— Я-я-я не-не-не… Я-я-я…

— Ты будешь издеваться надо мной или ответишь? Сколько можно! У меня уже нет сил, год ведешь себя как свинья!

Попытки мальчика вымолвить хоть слово были тщетны, детский испуг отпечатался в его сознании так сильно, что при малейшем поводе он терялся. Бектур покраснел и молча уселся за парту, а затем попытался что-то прошептать однокласснику, сидевшему рядом. Учительницу это окончательно вывело из себя.Она схватила вазу с цветами, вынула оттуда букет и вылила воду мальчику на голову. Затем в истерике начала трепать его за рукав…

— Да я с тобой по-человечески, дала тебе шанс, а ты, нелюдь!

Закончилось дело тем, что педагог порвала учебник. 12-летний ребенок сидел и плакал, не в состоянии ничего сказать в ответ. Айгуль Курмановна была настолько уверена в своей правоте, что искренне удивилась претензиям администрации. Из-за ее поступка у школьника случился нервный срыв, психологическое состояние так сильно повлияло на его речь, что он практически не мог говорить. Администрация уволила педагога. Уже потом станет известно, что через пару месяцев она навестила Бектура. Женщина плакала и просила прощения, ей было стыдно. Мальчик к тому времени уже пришел в себя и сказал, что не держит зла.

И в первой, и во второй ситуации вина педагогов очевидна. Какой бы тяжелой ни была работа учителя, он не имеет права унижать детей, тем более применять физическую силу по отношению к ним. Но в этой цепочке насилия есть еще одно звено — руководство школ. Люди знали, что их сотрудник не отличается профпригодностью и даже опасен, но смотрели на это сквозь пальцы. Думаю, что отношения с учениками ухудшались постепенно, из года в год, и можно было что-то предпринять, чтобы исправить ситуацию.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Учителям в республике тоже приходится нелегко. О размерах их зарплат и о том, чем они вынуждены заниматься летом, чтобы заработать на жизнь, читайте в нашем материале.

Светлана Федотова

24.01.2018
https://sptnkne.ws/gRpr

1 Trackback / Pingback

  1. Попытка изнасилования девочки в 73-й школе — как ученики задерживали нападавшего — Доступ к правосудию

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*