Омбудсмен КР Кубат Оторбаев: “За каждым письмом стоит судьба человека”

Мы поинтересовались, на какой основе сегодня работает Институт омбудсмена, призванный высказывать беспристрастную, справедливую позицию в качестве моста между госорганами и гражданами. 

– Кубат Табылдиевич, расскажите про стратегию развития Института омбудсмена? Какие предпринимаются действия?

– В прошлом году была проведена большая работа. В первую очередь, мы ставили цель повысить доверие к Институту омбудсмена. Разработана стратегия развития самого института, в которой определены наши направления и цели. Определены пути, планы, тактика достижения этих целей. Во-вторых, на протяжении года мы активно проводили мониторинг. Я провел инспекции во многих закрытых учреждениях, в том числе колониях, СИЗО, местах временного содержания, детских домах, домах престарелых, домах инвалидов, психиатрических клиниках.

Мы постоянно работаем, не упуская из поля своего зрения привлекающие внимание общественности, очень важные, резонансные факты. В начале года подготовили 10-12 спецдокладов. Имею в виду под спецдокладами расследования по особо серьезным нарушениям прав человека, находящихся в центре внимания общественности. Мы провели ряд расследований. Например, по правам ребёнка, пациентов психиатрических учреждений, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, вернувшихся в Кыргызстан кайрылманов (дословно – “возвращенцы”, имеются в виду этнические кыргызы, переехавшие на родину из других стран), жителей новостроек на окраинах Бишкека, также подготовлены спецдоклады по праву на справедливый суд. Во-вторых, в целях укрепления авторитета и репутации Института омбудсмена надо было повысить заработную плату сотрудников, потому что без достаточной зарплаты невозможно привлечь хороших профессионалов. Здесь зарплата не повышалась на протяжении 8 лет. В то же время растет инфляция. Мы предприняли меры в этой сфере. Я думаю, что скоро правительство вынесет решение.

Кроме того, недавно в Жогорку Кенеше выставлен на общественные слушания законопроект о внесении изменений в закон “Об омбудсмене”. Основное изменение касаются нормы, согласно которой омбудсмен уходит с работы в случае неодобрения парламентом его годового отчета. Сейчас рассматривается вопрос отмены этой нормы.

– По вашему мнению, каков уровень доверия к Институту омбудсмена на сегодняшний день?

– Один аксакал из Кочкорского района сказал примечательные слова. “Сын мой Кубат, я понимаю твою работу. Богатые, сильные решают свои вопросы через милицию и суды. Бедные, уязвимые слои проливают слезы здесь перед вами”, – сказал он. Это правильно, потому что большинство граждан не может добиться справедливости от силовых, правоохранительных органов, в судах и прокуратуре, права попираются, законы нарушаются. В таких случаях, проливая слезы, обращаются к нам со своими жалобами. В прошлом году к нам обратились 15500 человек с устными и письменными обращениями. Число обратившихся в центральный аппарат в Бишкеке возросло в 2 раза. В прошлом году к нам поступило 3800 письменных обращений. Мы помогаем многим людям, очень много примеров положительного решения вопросов.

– Берите ли вы под свой личный контроль обращения, поступившее на адрес омбудсмена, или…?

– Наиболее важные письма поступают ко мне. Каждое такое письмо читаю сам, потом даю соответствующие поручения сотрудникам. У нас есть специальный закон по обращениям граждан, согласно которому обратившийся гражданин должен получить ответ в течение 14 рабочих дней. Ему отправляется точный ответ по завершенному делу или информируем в письме о проводимой работе, если вопрос еще не решен.

– Какой график приема обращающихся граждан?

– Прием граждан веду каждый среду. Мы пытаемся по мере сил помогать людям. Самое главное, по каждому обращению у нас проводится индивидуальная работа. После того как дела рассмотрены, исполнители обращаются ко мне по вопросу закрытия дела. Мы проверяем, насколько качественно проведена работа, затем сдаем в архив. Если работа проведена некачественно, спустя рукава, то даются повторные поручения.

Необходимо учитывать, что за каждым поступившим к нам письмом стоит судьба человека, его слёзы. Необходимо избавляться от установившихся стереотипов, по каждому делу человек должен работать от чистого сердца, прилагая все возможные усилия. Если юридические рамки, и наша задача в случае возникновения ограничений, препятствий в законах, нормативно-правовых актах для достижения справедливости и объективности разработать рекомендации по их преодолению и представить в Жогорку Кенеш.

– Наверняка есть и такие граждане, что обращаются по поводу судебных процессов?

– Конечно есть. Например, в прошлом году поступило около 1600 таких обращений, Наши сотрудники приняли участие в приблизительно тысяче судебных процессов. В результате есть уволенные судьи.

– Но ведь есть особые органы, которые снимают с должности?

– Да. Есть Президент и Совет по отбору судей. Наша работа заключается в том, что если выявляются факты нарушения закона судьями, или проявляется равнодушие, безучастие, существует несправедливость, то мы направляем обращение в Совет судей. Кроме того, мы можем обратиться президентскую администрацию и совет по отбору судей. Но Совет судей работал пассивно. Согласно внесенным в Конституцию изменениям, в настоящее время вместо Совета судей учреждается Дисциплинарная комиссия. Надеемся, что в результате этой меры работа продвинется.

– Как вы воспринимаете высказываемые по поводу деятельности Института омбудсмена критические замечания?

– Авторитет института омбудсмена снизился вследствие объективных и субъективных факторов. Наша задача – восстановить репутацию института, эффективно работать. Для этого необходимо провести очень большой фронт работ. Во-вторых, есть несовершенство в законодательстве.

Затем, предстоит самое главное – принятие предложенных нами рекомендаций и исполнение. Если соответствующие госорганы начнут реализовать наши рекомендации, это станет прогрессом в области защиты прав человека.

– Бывает и так, что принимаются законы, ограничивающие права человека. Какие действия предпринимаются в таких случаях?

– Действительно, законы не всегда бывают справедливыми. Наша задача – воспрепятствование принятию таких законов. Мы даем свои рекомендации и предложения относительно усовершенствования законов путем устранения содержащихся в них недостатков.

В течение года из Жогорку Кенеша аппарата президента, правительства по вопросу проведению правовой экспертизы по наиболее важным вопросам в сфере прав человека поступают предложения. Мы даем свои заключения. Значит, на нашей шее ещё и профилактика.

– Как руководитель института омбудсмена как ответите на вопрос, что такое справедливость?

– Если брать в разрезе нашего общества, нашего госустройства, то я считаю, что справедливость – это обеспечение объективного законного механизма, препятствующего нарушению прав. Справедливость, это когда не проливаются ничьи слезы, все благополучно, цела одежда, сыт желудок, нет насилия.

– Когда происходит несправедливость или нарушение прав?

– Соответственно природе самого общества. Сильные, денежные, имеющие власть оказывают давление и насилие в отношении представителей простых, уязвимых слоев общества. Здесь есть большой вопрос. Есть очень тонкая грань, неуловимая, ускользающая, незаметная. Именно эту грань нельзя нарушать. Контролировать это – обязанность института омбудсмена.

– Встречаются люди, готовые на всё ради служебного кресла, должности. Есть и те, кто ради богатства и славы отступает от принципа справедливости. Было у вас подобное?

– Я не из тех, кто идёт по головам и делает карьеру. Двигаюсь за счёт неустанного труда и знаний. Самое главное, на какой должности ни работал бы человек, он должен оставаться человеком. Это первое требование. Ни власть, ни богатство не являются опорой этого мира. Есть другие ценности и сокровища. Внутренний мир человека, его воспитание отражают его личность как в зеркале.

Нурзада Сагынбаева
17.03.2017
http://www.gezitter.org/society/58502_ombudsmen_kr_kubat_otorbaev_za_kajdyim_pismom_stoit_sudba_cheloveka/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*