Только потому, что у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП), его исключили из обычной школы.
«Мальчик окончил второй класс с одной лишь «тройкой» – по кыргызскому языку. А тут появились три «двойки» за четвертую четверть. Обычно в педагогической практике детям в младших классах «неуд» за четверть не ставят. На вопрос родителя, почему их не поставили в известность еще в мае, директор ответила: «Школа диктует условия, а не родители». Хорошо, что женщина узнала о нашей организации. Мы помогли восстановить ребенка. Однако на классного руководителя начали оказывать давление, с родителей собрали подписи, чтобы этот мальчик не учился вместе с их детьми. Услышав об этом, Иван наотрез отказался идти в этот класс. И мама была вынуждена перевести его в другую школу», – добавили в АРДИ.
«У нас система образования построена так, чтобы всячески препятствовать обучению детей с инвалидностью в массовой школе. Вместо того чтобы вводить детей в социум, привлекать и развивать их в обществе, на родителей оказывают такое психологическое давление, что не каждый может выдержать. У многих родителей опускаются руки, они с детьми остаются один на один со своими проблемами, что влияет на дальнейшую судьбу многих лиц с инвалидностью», – отмечают в ассоциации.
Юрист АРДИ Зейнеп Дыйканбаева отмечает, что в обычные школы берут детей только с легкой формой инвалидности, с сохранным интеллектом. В остальных же случаях детям предлагают коррекционные классы, учебу на дому или в специализированных школах. «Даже если у ребенка сохранный интеллект, но он на коляске, ему рекомендуют надомное обучение. К сожалению, ни одна школа не доступна таким детям физически. Тут целый комплекс проблем – нехватка специалистов, технического оснащения, недостаточная квалификация учителей. И сами директора школ не заинтересованы: такой ребенок, как правило, не платит за учебники и обучение», – говорит она.
Законодательные пробелы
Некоторых подростков и вовсе не берут в школы, пока кто-то сверху не укажет на пробелы. Прокуратура Кочкорского района Нарынской области зафиксировала нарушение требований Кодекса КР «О детях». По ее данным, учеников средней школы имени Мырзабекова (село Кум-Добо) с ограниченными возможностями здоровья Ж.Ж., Б.Ж., К.С. и К.Ш. не привлекли к учебе до 15 сентября. Только после внесенного прокуратурой представления дети начали обучаться на дому по программе инклюзивного образования.
По словам председателя общественного объединения родителей детей-аутистов «Рука в руке» Жылдыз Садыковой, в стране много говорят об инклюзивном образовании, но фактически его нет. «Во-первых, нет нормативных документов. Даже в законе «Об образовании» слово «инклюзия» не прописано. И если детей и берут в обычные классы, то это просто директора идут навстречу родителям, из жалости. Это в регионах. А в городе детям с инвалидностью очень трудно попасть в школы, ПМПК не пропускает. Иногда для больных детей важны не столько академические знания, сколько социальная адаптация, подготовка к жизни», – рассказала она ИА «24.kg».
«В этом году мы договорились с одной частной школой, и они приняли детей, у которых нормальные академические знания, но проблемное поведение в связи с диагнозом. Весь педколлектив обучили, как вести себя с такими детьми. Но это не афишируют, потому что родители будут против. Они не хотят, чтобы «какие-то инвалиды или аутисты» учились с их «нормальными» детьми», – добавила председатель ОО.
«Больной ребенок – в зависимости от диагноза – все равно будет отставать от программы. Ему нужна дополнительная помощь. На какие-то предметы он может ходить, а на какие-то нет. Но законодательно это никак не прописано. А домашнее обучение организовано настолько формально! Некоторые сидят в шестом классе, а программу и за второй класс еле-еле осваивают. Но в журналах будут писать и переводить ребенка из класса в класс, потому что родители как-то договариваются, подарки делают. В нашем обществе еще у самих мам и пап большая стигма, некоторым плевать на все, лишь бы какую-то корочку получить. А знает ли что-то ребенок, полезно ли ему – особо над этим не задумываются», – отмечает Жылдыз Садыкова.
Не инклюзивное, а интегрированное
Согласно Закону КР «О дошкольном образовании» инклюзивное образование обеспечивает его доступность детям уязвимых категорий, в том числе со специальными нуждами, с учетом создания условий для их обучения. По данным Министерства образования и науки, сейчас вносятся изменения в Закон «Об образовании», также включающие понятие инклюзии.
По мнению Зейнеп Дыйканбаевой, это направление в республике только зарождается. «Сейчас обучение не инклюзивное, а интегрированное, то есть когда ребенка с инвалидностью пытаются внедрить уже в существующую систему, если он может учиться. И у нас есть успешные истории, когда человек оканчивает школу или вуз, – отмечает она. – Сейчас есть классы коррекции – очень хорошая альтернатива, но это тоже не является инклюзивным образованием. Оно подразумевает, что обычные ребята и дети с инвалидностью учатся в общеобразовательной школе по общеобразовательной программе. Например, как на Западе.
Ребенок с синдромом Дауна там учится в общеобразовательной школе. У него рядом есть помощник, индивидуальный педагог, это тьюторство. У него своя программа. Он может приходить в класс только на рисование или пение, что он может осваивать вместе с другими детьми. Или может сидеть в этом же классе, но тьюторы его сопровождают.
Необходимо сделать все, чтобы помочь ребенку с инвалидностью получить образование с учетом его потребностей и возможностей. Если он не усваивает один уровень, нужно подобрать облегченный вариант».
Бишкек – ИА «24.kg», Анастасия БЕНГАРД
28/09/16
http://24.kg/obschestvo/37484_detyam-invalidam_v_shkole_ne_mesto/
Оставить комментарий