Инвалиды не могут быть водителями?!

Для сотни тысяч кыргызстанцев автомобиль – что-то обыденное и привычное. Ну, купил, ну поехал. Для инвалидов – это порой единственная возможность «быть, как все». Однако, прежде, чем человек с ограниченными возможностями сможет сесть за руль, он вынужден пройти все круги ада.

В Бишкеке автошкол, готовящих водителей с ОВЗ нет. Когда мы обзванивали специализированные учебные заведения и спрашивали, могут ли там принять человека на коляске, нам отвечали отказом. В каждом из учебных заведений выражали соболезнования и говорили, что с такими людьми они не работают. А между тем, именно для них авто – не просто железка, это их крылья за спиной.

– Для того, чтобы обучать вождению людей с органичными возможностями здоровья, надо много вложить. То есть переоборудовать машину или заказать специальную из Европы. За это никто из руководителей автошкол браться не хочет. Привести специальное авто из-за рубежа – очень накладно – не факт, что окупится. Профессиональных мастеров, которые перенесут педали на руль, то есть из ножного управления сделают ручное, в нашей стране нет, специализированных СТО тоже. Надо искать «народных умельцев». Это время, это большие деньги, – поясняет администратор одной из автошкол Асель Турдукулова.

Сами инвалиды также признают, что получить права в нашей стране фактически невозможно. В ГАИ на все просьбы просто смеются, кто-то читает морали.

– Когда решила получить права, я обзвонила все автошколы, мне отказали. Потом я отправилась в дорожно-патрульную службу. Там буквально рассмеялись мне в лицо. Сказали: «Куда тебе за руль, ты ж инвалид». Было очень обидно. Я долго плакала. Моя мама пообещала мне помочь. Меня отправили в Москву, где за большие деньги я прошла все-таки обучение на специальном автомобиле. Там же, позже купили мне авто для инвалидов. Это обычная машина, но переделанная под полное ручное управление, – рассказывает Эльвира Азиз кызы, девушка не ходит с детства.

Однако, даже после получения прав, проблемы у людей с ограниченными возможностями здоровья не заканчиваются. Заправиться на нынешних АЗС, после их перехода на самообслуживание, невозможно.

– Раньше были операторы. Они помогали. Теперь приходится долго сигналить или просить других водителей о помощи. Ведь кассир АЗС не видит специального значка на авто. Порой, простая процедура занимает у меня до получаса. Также много проблем с парковкой:у нас редко, где встретишь маркированные места для инвалидов. А если они и есть, водители паркуются, где хотят. Мне часто приходится оставлять машину вдали, потом пересаживаться на коляску или ходунки. Это очень сложно, особенно если отсутствуют удобные пандусы и перила, – жалуется Адиль Огонбаев.

Он получил права, еще будучи абсолютно здоровым человеком, позже попал в ДТП и теперь передвигается на коляске. Машину юноше переделывали из обычной. Помогли в этом друзья, занимающиеся тюнингом авто. По его словам, много вопросов возникло при выставлении особых отметок в техпаспорте. Сотрудники правопорядка долго ругали юношу за то, что он решил сесть за руль.

– Они говорили, что у меня реакция не та, что я опасен на дороге. Даже грозились права забрать. Но, за все два года вождения «особого» автомобиля, я не создал ни одной потенциально опасной ситуации на дороге. Я такой же, как и все, – жалуется Огонбаев.

Не меньше удивления и нареканий он получает и от постовых на дорогах. А вот водители, по словам юноши, напротив, становятся более дружелюбными, если замечают наклейку на стекле – всегда пропускают, кто-то приветливо машет рукой или мигает фарами. Огонбаев добавляет, что среди его знакомых, которые также оказались людьми с ограниченными возможностями здоровья много тех, кто хотел бы получить права, ведь для них автомобиль, действительно, не роскошь, а средство передвижения, но сделать это в Бишкеке фактически нереально.

 Автор  

14 Июль 2016 

http://mp.kg/society/item/1423-invalidy__ne_mogut_byt_voditelyami__.html

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*