Правозащитники: Дети с синдромом Дауна должны учиться в обычных школах

Сейнеп Дыйканбаева

Мать 8-летнего ребенка с синдромом Дауна Майрамкуль Сыдыгалиева считает, что инклюзивное образование имеет большое значения для развития социальных навыков у детей с особыми нуждами.

«До шести лет мы сидели дома. Нас не принимали в обычные садики, а для того, чтобы определить ребенка в специализированный, нужно годами стоять в очереди, да и то, наверное, не дождешься», — рассказывает Сыдыгалиева.

Справка: Инклюзивное образование подразумевает доступность к получению знаний для всех, в плане приспособления к различным нуждам. Это обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями.

Здесь ей на выручку пришел дневной центр «Ассоциации родителей детей-инвалидов» (АРДИ). По словам женщины, позитивный результат не заставил себя ждать — ребенок стал менее пугливым и более адаптированным к социуму.

«Мой ребенок стал более активным и смелым. Например, раньше он боялся подходить даже к терминалам, когда я оплачивала счета, но теперь страха нет», — делится Майрамкуль.

По ее мнению, внедрение инклюзивного образования подарит детям с особыми нуждами возможность развиваться и жить полноценной жизнью наравне со всеми остальными. Такого же мнения придерживаются и правозащитники.

Сейнеп Дыйканбаева
Сейнеп Дыйканбаева

Юрист АРДИ Сейнеп Дыйканбаева рассказала во время прошедшего в Бишкеке круглого стола «Дети с инвалидностью — путь в школу через стандарт», что для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане, они, при финансовой поддержке фонда «Сорос — Кыргызстан», подготовили проект комплексного образовательного стандарта, который в ближайшее время будет апробирован в ряде пилотных школ.

Комплексный образовательный стандарт будет включать в себя систему оценки знаний ребенка, а также специальные образовательные программы, например, шрифт Брайля и специальные подходы в обучении детей с синдромом Дауна.

Дыйканбаева рассказала, что уже разработаны соответствующие изменения в законодательство, которые позволят открывать инклюзивные и специальные группы для детей с особыми нуждами. Кроме того, разработан целый комплекс материалов — сборник нормативно-правовых актов, руководство для родителей «Доступ к государственным услугам для ЛОВЗ (людей с ограниченными возможностями здоровья) и их семей», «Руководство для государственных органов по предоставлению услуг для ЛОВЗ и их семей».

Участники круглого стола считают, что сейчас большинство образовательных учреждений и их специалисты просто не готовы для работы с детьми с особыми нуждами, так как не имеют соответствующего опыта работы с ними. Поэтому они планируют обучить учителей методике работы с такими детьми.

«У педагогов нет специальных знаний для работы с детьми с инвалидностью. Кроме того, должна быть предусмотрена система надбавок за работу в классе, где есть такие дети», — отметила директор одной из столичных школ.

Участники круглого стола
Участники круглого стола

Одна из разработчиков проекта комплексного образовательного стандарта Татьяна Архипова считает, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы внедрить инклюзивное образование.

«Государству очень выгодно, чтобы дети с инвалидностью заканчивали школы, учились в вузах, работали и отчисляли налоги», — сказала она.

Участники обсуждения отметили, что в западных странах система инклюзивного образования работает очень хорошо.

«Там в обычной школе за парты садятся 20 процентов детей с синдромом Дауна, а у нас многие родители до сих пор думают, что эта болезнь передается при рукопожатии», — резюмировали присутствовавшие.

В обсуждении приняли участие представители парламента, министерств и ведомств, международных организаций, НПО и СМИ, а также родители детей с особыми нуждами.

Гульмира Тыналиева, Голос свободы, Бишкек

Адрес статьи: http://vof.kg/?p=26513

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*